Общество
Сергей Балай

Какое продолжение получит сетевая активность белорусов?

Что произойдет на «Плошчы» 22 июня, и закончится ли все 3 июля? Свое мнение по этим вопросам высказали «Салідарнасці» ведущие белорусские политологи.

Еще неделю назад эксперты были единодушны во мнении, что громко провозглашенная «Революция в социальных сетях» - очередной способ выпустить пар в социально-экономическом протесте.

15 июня, собравшее в центре Минска от 4 до 8 тысяч человек показало, что не стоит недооценивать эффективность Интернета и возросшую социальную активность. Подтверждением тому стали и чрезмерное внимание к социальным протестам со стороны Александра Лукашенко во время пресс-конференции 17 июня.

– В принципе понятно, что власть встревожена. Хотя Лукашенко вначале пресс-конференции уничижительно пробовал охарактеризовать протестную молодежь но, в конце концов, сорвался и провел параллель с Египтом, – отмечает политолог Александр Класковский. – Призыв к революции сейчас в полный рост встает перед правящей верхушкой. Поэтому Александр Лукашенко предупредил силовиков, что полетят шапки и погоны, если хоть одна акция повторится. Идет накачка МВД и силовиков. Последние, в свою очередь экстраполировали приказ главы государства на все формы активности.

По мнению эксперта, втягиваться в противостояние с гражданским неповиновением – дело неблагодарное.

– Конечно, развиртуалившийся участник площади может запросто получить дубиной по голове. Но власти и колется и хочется. Боязно хватать молодежь, которая еще полгода назад посмеивалась над оппозицией. Могут и родители на дыбы встать, – считает политолог.

Эксперт считает, что в случае реальной угрозы и нарастания противостояния силовики применят и насилие, штрафы и задержания, но будут делать это точечно и осторожно.

– Они уже взялись за администраторов и координаторов групп. Видимо, в этом направлении спецслужбы и продолжат свою деятельность, рассчитывая, что, наказав одного, они запугают десятерых. Страх – универсальное средство и за 17 лет силовики виртуозно овладели искусством запугивания, – высказал мнение Александр Класковский. – Власть и силовики не уверены в эффективности этих мер, но другого способа, вероятно, не видят. Опять же, на школьников и студентов можно воздействовать по месту учебы. Месить всех подряд на площади власть не рискнет. Общими усилиями МВД и идеологи будут стараться сбить накал и уменьшить масштаб протестов.

Политолог считает предупреждения, распространяемые МВД через официальные сайты и ЖЖ-комьюнити маразмом.

– Я читал эти предупреждения. Исходя из логики ГУВД, людям запрещено гулять по родному городу, – подчеркнул Александр Класковский. – Если полгода назад фраза «антинародный режим» у многих вызывала улыбку, то сегодня она оправдывается на 100%. Мы видим, что власть боится собственного народа.

К чему же приведет сетевая активность белорусов?

– Многое будет зависеть от того, насколько глубоко в пропасть рухнет экономика, - считает Александр Класковский - Конечно, перед 3 июля будет расти напряжение. Власть бросит все силы, все свои раскормленные структуры, чтобы нейтрализовать протест. Сакральная дата, триумф, демонстрация якобы единства народа и вождя. А в итоге может получиться, что будет как на инаугурации: все пусто и зачищено.

Политолог Юрий Чаусов считает, что акции, инициированнеы в социальных сетях, не исчерпают себя в День независимости.

– Не думаю, что протестные акции закончатся 3 июля. В обществе есть спрос на протест. Он нарастает, и вряд ли кризис закончится, – полагает он. – Могут появиться и новые лидеры, возможно, даже и политические. Так было в 1990-1991 гг., когда руководители стачкомов стали депутатами.

Собеседник «Салідарнасці» обращает внимание на определенную разницу между тем, что происходит на пограничных переходах, в цехах заводов и фабрик и сетевыми протестами.

По мнению эксперта, нынешние социальные революции напоминают флешмобы, которые начались в 2006 году.

– Мне кажется, что социальная активность сейчас лежит в основном в области морального протеста и напоминает «Плошчу» 19 декабря прошлого года. Возможно, эти акции служат своеобразным громоотводом, когда люди выпустят протестную активность летом, разъедутся по дачам и отпускам, а когда наступит очередной виток социального недовольства, окажется что пар ушел в свисток, - резюмирует политолог.

– Среда или 3 июля не имеет значения. На самом деле опасность для власти представляют Брузги и цеха предприятий, но не сегодня, а в долгосрочной перспективе, - высказывает мнение эксперт. – Если в течение полгода белорусам не только не смогут гарантировать уровень «чарка-шкварка-иномарка», но и бытовые вещи, типа импортных подгузников, если окажется, что отпуска станут завуалированной формой увольнения, если кредит сил нет отдавать, то на улицы спонтанно, без социальных сетей выйдет простой белорусский народ. Это то, чего власть боится.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)