Общество
Руслан Горбачев

Какие книги самые популярные на зоне?

С прошлого года в Беларуси в сентябре отмечается День библиотек. В XXI веке для большинства наших соотечественников эти учреждения уже не так важны. Но есть в нашей стране и библиотеки, где книги ценятся на вес золота. С какими проблемами сталкиваются в тюрьмах и колониях заключенные, желающие почитать, и какую литературу они наиболее ценят – в материале «Салідарнасці».

«Надолго задержать книгу не дадут сокамерники»

Как заявили «Салідарнасці» в управлении Департамента исполнения наказаний (ДИН) МВД РБ по Брестской области, в последние годы проблем с пополнением библиотечных фондов в местах лишения свободы не наблюдается.

В бюджете департамента на закупку книг есть отдельная статья расходов. Кроме того, помощь оказывают городские и областные библиотеки, часто передают книги в фонды сами заключенные – после того, как прочитали переданную им со свободы литературу.

– В местах заключения книги читает практически каждый, – рассказали «Салідарнасці» в управлении ДИН по Брестской области. – В колониях заключенные сами приходят в библиотеку и выбирают литературу. Срок выдачи книг не ограничен. В следственных изоляторах, чтобы получить книгу на руки, нужно написать заявку. Время пользования литературой там небольшое – долго задержать книгу не дадут сокамерники, также желающие почитать.

С официальным мнением не согласен общественный деятель и предприниматель Валерий Левоневский, отсидевший два года за оскорбление президента. Нынешний автор проекта zona.by сидел в тюрьме №1 (Гродно), СИЗО №1 (Минск), СИЗО №6 (Барановичи), исправительной колонии №22 «Волчьи Норы» (Брестская область) и ИК №19 (Могилев).

– Во всех местах заключения, где я был, библиотечное дело было поставлено отвратительно. Выбор книг в библиотеках очень скудный. Там в большом количестве можно встретить лишь труды Ленина и Маркса 50-х годов и материалы съездов КПСС.

Образовательная и специальная литература практически отсутствует, – рассказал «Салідарнасці» Левоневский. – Реально читаемых книг в библиотеке 5%. Основная масса осужденных читает художественную литературу – приключения, детективы, криминал. Эти книги нарасхват, их очень мало, они являются реликвиями, которые зачитывают до дыр. Многим читать нечего – нет той литературы, которая была бы им интересна.

«Некоторые нехорошие осужденные используют книги не по назначению»

Но кроме небогатого выбора книг в библиотеках заключенные сталкиваются и с множеством других проблем.

В управлении ДИН по Брестской области «Салідарнасці» сообщили, что большой популярностью в библиотеках пользуется уголовное законодательство. Валерий Левоневский это подтвердил: наиболее читаемые книги – Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы. Многие изучают их с намерением обжаловать свои приговоры и в итоге задуманное осуществляют.

Но выдача правовой литературы некоторым людям фактически запрещается, утверждает собеседник.

– В мое время за требование предоставить Уголовно-исполнительный кодекс можно было попасть в штрафной изолятор. Мне разрешили иметь при себе Уголовный кодекс после неоднократных споров с администрацией, – рассказал он. – Кроме того, чтобы даже в библиотеку попасть, нужно пройти несколько согласований.

Еще одна проблема с которой сталкиваются заключенные – отсуствие условий для чтения.

– Чтобы в библиотеке был зал для чтения – редкость. В камерах читать сложно из-за плохого освещения. К тому же по правилам внутреннего распорядка запрещается сидеть и лежать на кровати вне ночного сна, – сообщил Валерий Левоневский.

Если же вернуться к вопросу о скудном выборе книг, то небольшую (но лишь небольшую) часть вины за это несут заключенные. Некоторые, как выразился Валерий Левоневский, «нехорошие» осужденные используют книги не по назначению, т.к. в тюрьмах отсуствует туалетная бумага.

Подводя итог разговору о состоянии библиотек в колониях и тюрьмах, автор проекта zona.by заключает: их потенциал пока используется лишь частично.

– Для чего читают заключенные? Для повышения образовательного уровня. Но главное – чтобы убить время. Потому что если человек много времени ничем не занят, у него начинает ехать крыша. Основной бич в тюрьме – отсутствие работы. В этих условиях культура чтения могла бы стать большим плюсом для исправительного процесса. До осуждения многие книг классиков не читали вовсе. Жаль, что библиотекам дожного внимания не уделяется, – считает Валерий Левоневский.

Самые читаемые

После опроса представителя Департамента исполнения наказаний и бывших политзаключенных «Салідарнасць» составила приблизительный рейтинг самых читаемых книг в белорусских тюрьмах и колониях. В лидерах оказались следующие три вида изданий.

1. Уголовное законодательство (уголовный, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный кодексы)

2. Детективы Дарьи Донцовой

3. Религиозная литература

Поскольку о религиозной литературе еще не упоминалось, то добавим, что, по словам представителя ДИН, ее дефицита не наблюдается, т.к. постоянный доступ в колонии имеют священнослужители. В то же время Левоневский отмечает, что религиозная литература в местах лишения свободы практически полностью представлена православной – издания других конфессий, в том числе католическая литература, встречается очень редко.

ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ЛИ ВЫ В ЗАКЛЮЧЕНИИ БИБЛИОТЕКОЙ И ЧТО ЧИТАЛИ?

«Салідарнасць» провела опрос бывших политзаключенных.

Дмитрий Дашкевич, лидер зарегистрированного в Чехии «Молодого фронта», сидел в исправительной колонии № 17 (Шклов):

– Галоўным чынам я, як і іншыя зэкі, чытаў уласныя кнігі. У бібліятэцы выбар быў невялікі. Але часу на чытанне было няшмат. Я працаваў на пілараме, вольнага часу заставалася гадзіны дзве, з іх значную частку часу аддаваў на напісанне лістоў.

На час асуджэння я яшчэ вучыўся ў педагагічным універсітэце, таму шмат чытаў па вучобе. З мастацкай літаратуры – Быкава і Салжаніцына, якога ў калоніі зачытвалі да дзірак.

Андрей Климов, политик, в последний раз сидел в исправительной колонии № 20 (Мозырь):

– На мой взгляд, выбор в тюремных библиотеках сейчас есть. По крайней мере, я находил интересные для себя книги. Каких-то препятствий для чтения мне не создавали. В заключении на меня большое впечатление произвели несколько книг, которые, будучи на свободе, я почему-то пропустил. Из них, прежде всего, выделю роман Валентина Пикуля «Каждому свое».

Андрей Ким, молодежный активист, сидел в в исправительной колонии № 17 (Шклов):

– У калоніі я часцей сам папаўняў бібліятэку, чым браў кнігі адтуль. Нашу бібліятэку можна было б назваць «школьнай», асноўную яе частку складала савецкая літаратура. Але была там і белетрыстыка Данцовай і часопісы, напрыклад, Mens Health. Бачыў, што некаторыя нават знаходзілі кнігі для вывучэння англійскай мовы.

Я фактычна стварыў сваю бібліятэку з 10-15 кніг, што мне перадалі са свабоды. У маім каталогу былі беларускія кнігі і сусветная класіка. Даволі вялікую папулярнасць мела кніга Паўла Севярынца «Лісты з лесу».

Артур Финькевич, молодежный активист, сидел в Могилевской следственной тюрьме №4:

– Наша бібліятэка была маленькая і выбар там быў невялікі, хаця, па маіх назіраннях, жаданне чытаць было ў кожнага зняволенага. Чыталі нават тады, калі днём на некалькі гадзін у камерах адключалі святло.

Найбольш запатрабаванай літаратурай былі дэтэктывы, якія цяпер можна набыць за пару тысяч рублёў. Даволі часта бралі пачытаць творы са школьнай праграмы, кшталту «Капитанской дочки», і савецкую мастацкую літаратуру камуністычнага накірунку.

Мне з прачытанага найбольш запомніўся адзін з нумароў часопіса «ARCHE», які перадалі з волі. Гэта быў сапраўдны глыток свабоды...

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)