Экономика
Валерий Цепкало, TUT.BY

Как стать «центром Европы»?

Интуитивно мы чувствуем, что география как-то связана с экономическим развитием. Климат, географическое положение, близость к морю, и другие факторы в той или иной степени оказывают влияние на экономическое развитие страны.

Однако из опыта мы также знаем, что экономические точки роста, успешные примеры развития существуют в разных регионах мира. Достаточно вспомнит пример жаркого и влажного климата Сингапура – еще 30 назад в мировой научной политологической мысли считалось практически за аксиому, что в жарком тропическом климате невозможно успешное экономическое развитие.

Или, напротив, можно привести пример успешного развития таких городов как Хельсинки или Торонто. Казалось бы, промозглые, темные и продолжительные зимы должны были бы препятствовать успешному развитию. В свое время это было главным оправданием, почему Россия и другие страны нашего региона в экономическом развитии всегда отставали от государств западной Европы.

На самом деле проблема не в климате, не в географическом положении, не в близости к морям-океанам.

Страну делают люди. И сегодня совсем не важно, где ты находишься географически: на перекрестке морских путей, на «великом шелковом пути» или зажат горами или лесами. При грамотной экономической политике можно нейтрализовать даже полностью враждебное окружение: вспомним, как развивался маленький трехмиллионный Сингапур, имеющий на севере тридцатимиллионную Малайзию, а на юге – двухсотмиллионную Индонезию. Обе эти страны были крайне враждебно настроены к Сингапуру и постоянно угрожали безопасности этого маленького острова.

С развитием транспортного, и особенно воздушного, сообщения и современных коммуникаций, география перестала играть существенную роль. Мир как бы сжался, спрессовался, стал меньше с точки зрения скорости преодоления больших расстояний.

Развитие сегодня зависит не столько от географии и климата, сколько от людей, от их способности сделать свою страну, свой город средоточием неких глобальных интересов, перекрестком, где можно было бы встречаться, общаться, вести дела и взаимодействовать друг с другом. То есть, город должен быть привлекательным местом для жизни, работы и отдыха.

Транспортная доступность страны (и города) перестала играть изначальную роль. Современная авиация дает возможность быстро добраться до мест, которые ранее рассматривались как весьма отдаленные и бесперспективные. Одним из наиболее значимых факторов сегодня (с точки зрения нахождения на неком «географическом перекрестке», будь то «мост между Европой и Азией» или «центр Европы») является… состояния аэропорта и соответствующей авиационной инфраструктуры.

Если городу/стране удается построить современный международный аэропорт, выстроить грамотную транспортную логистику, он превращается в транспортный перекресток. В свое время это удалось сделать Франкфурту, Сингапуру, Гонконгу. Несколько позднее, это получилось у Дубаи, Стамбула, Шанхая.

Знакомство со страной, как известно, начинается именно с аэропорта. От его состояния – как эстетического (внешний вид), так и уровня и качества обслуживания пассажиров судят о состоянии экономического развития всей страны.

Поэтому не случайно, что страны, заинтересованные в привлечении инвестиций и, соответственно, в эффективном экономическом развитии, вкладывают в строительство инфраструктуры аэропорта серьезные средства. Действительно. Если возвести целлюлозно-бумажный комбинат или крупный животноводческий комплекс – они будут иметь лишь местное значение. Более того. Об их существовании будут осведомлены лишь жители района или региона, где данный объект возведен. Не будут они иметь и имиджевого значения – от уровня технологий, скажем, комбината панельного домостроения, вряд ли будут судить обо всей стране.

Если же построить современный аэропорт – об этом будут знать миллионы людей, приезжающие в Беларусь или использующие его для транзита (на сегодняшний день наш аэропорт является одним из самых устаревших и неприспособленных в Европе).

Как правило, задачи, которые мы перед собой ставим, скромны и неамбициозны. В лучшем случае они имеют цель сделать «не хуже, чем другие». Куда более воодушевляющей могла бы быть программа, скажем, сделать свой город самым удобным для проживания, зеленым и ухоженным городом мира! Или программа развитие парковых и иных экологических зон, строительство небольших детских спортивно – развлекательных площадок в городской черте, устранение дорожных пробок, решение проблем парковок, развитие образовательных и технологических территорий и зон…

Или создания лучшего аэропорта в регионе или даже в мире.

Аэропорт Сингапура Чанги — один из лучших аэропортов мира.

Аэропорт, где пограничник не всматривается подозрительно в лицо, видя в каждом потенциального преступника, а угощает прибывших граждан конфетами(!)

Аэропорт и дорога от него – это лучшая государственная инвестиция, которую только можно сделать. В аэропорту должны быть созданы условия для отдыха пассажиров, восстановления сил после перелета, возможности для работы. В аэропорту должна быть гостиница, комнаты отдыха, душевые, плавательный бассейн, сауна, тренировочный зал и бизнес-центр. Там должны быть детские комнаты с развлекательными аттракционами и образовательными играми и т.п.

В аэтопорту города Хельсинки вы можете принять сауну и поплавать в бассейне.

Но этого мало. Важно обеспечить быстрое прохождение пассажиров через таможенные и иммиграционные службы, получение багажа и проезд в город. Именно аэропорт, а также его службы — пограничники и таможенники – формируют образ страны. Именно от их работы зависит готовность инвестора вкладывать в страну деньги.

Понятно, чтобы построить такой аэропорт нужно время. В Сингапуре лучший в мире аэропорт построили за 6 лет; в то время страна была одной из самых бедных в мире. Сегодня – одна из самых богатых.

А вот поменять административные процедуры можно быстро. И это не требует никаких затрат. Для этого надо лишь изменить отношение, уйти от практики административного «чистилища» пассажиров к политике оказания людям помощи:

Аэропорт в Дубаи. Максимальная скорость прохождения границы и таможни составляет в этом городе 3 минуты. Государство специальное внимание уделяло решению этой административной проблемы.

При этом работа таможенников вообще не видна. Зато видна одна из самых больших в мире Duty-free zone — своеобразная выставка достижений мировой потребительской экономики.

1. Пограничники должны стать вежливыми и приветливыми к иностранным приезжим и к своим гражданам, возвращающимся домой. Они не должны всматриваться подозрительно в лицо каждого приезжающего и демонстративно исследовать каждый паспорт. Наш человек, гражданин Беларуси должен чувствовать, что ему рады, что он вернулся домой. Иностранец же должен ощущать, что ему рады как своему личному гостю.

2. Таможенники не должны «досматривать с пристрастием» пассажиров, пропуская через рентген практически каждый предмет личного багажа… Их работу вообще должно быть не видно. Проверять они должны лишь тех, кто приезжает с большими тюками, сверх нормы провоза багажа. И так, чтобы их работа была не заметна другим.

В одном из аэропортов мира я видел, как перед паспортным контролем висели портреты с именами и телефонами начальников пограничной и таможенной служб. Там же содержалось их совместное обращение к иностранным туристам и своим гражданам обращаться к ним, если они столкнутся с фактами бюрократизма и волокиты. И они же предлагали как иностранным гостям, так и своим гражданам обращаться к ним с предложением, как и где можно улучшить качество их обслуживания! Такое надо было бы сделать и нам! Причем незамедлительно! Это так здорово, если бы мы все знали имена ответственных чиновников аэропорта и знали с кого спросить за качество работы его подчиненных! Уверен, только это могло бы повысить качество работы всех служб аэропорта.

Именно таким спроектировал аэропорт города Куала-Лумпур великий малайзийский модернизатор доктор Махатхир Мохамад, который за 20 лет руководства страной вывел ее из разряда самых отсталых стран мира в число одной из наиболее передовых и динамично развивающихся.

Гостеприимство со стороны официальных лиц – основа государственной политики для стран, желающих привлекать иностранные инвестиции и развивать въездной туризм. Служащие должны вести себя так, чтобы гость захотел вновь приехать в страну, и вкладывать в ее экономику деньги.

Другим, не менее важным, ее аспектом является уважение государственных служащих к своим гражданам. На самом деле, людям важно, чтобы власти относились к ним доброжелательно, а не проверяли каждый паспорт «на свет». В конце концов, они возвращаются домой и хотели бы, чтобы их встречали не как потенциальных нарушителей, а как своих родных соотечественников.

Конечно, все эти усилия должны сопровождаться изменением визовой политики. Минск с точки зрения туризма ненамного более привлекателен, чем Киев, Стамбул, или Тбилиси. Почему мы думаем, что немец или англичанин должен выбрать именно Минск, заплатив за право посетить нашу столицу самую высокую пошлину в мире?

Как известно, визовые ограничения преследуют в качестве основной цели регулирования рынка труда и ограничение возможности проникновения преступных группировок. Когда Великобритания устанавливает визовый режим в отношении Албании, то делается это для того, чтобы албанцы не проникали бесконтрольно на территорию этой страны в целях поиска работы.

Сегодня пока сложно представить, чтобы в Минск или Жодино приехал англичанин или француз для того чтобы на конвейере Минского автомобильного завода или БелАЗа вытеснить белоруса рабочего места, отняв у него таким образом, рабочее место. Не менее сложно представить себе гражданку Германии или Швеции, которая отобрала бы у белорусской девушки место официантки в каком-нибудь «Раковском Броваре».

И уж весьма сложно представить себе голландца, который мечтал бы получить себе место строительного рабочего на одной из белорусских новостроек, но, не выдержав конкуренции на рынке труда, был вынужден в целях выживания промышлять мелким воровством где-нибудь на улице Ленинской в городе Могилеве…

Поэтому вполне можно было бы позаимствовать опыт ряда стран, которые упрощенный визовый режим ввели в отношении граждан стран, имеющий средний уровень доходов, превышающий, скажем, 10 тысяч евро в год. Для граждан этих стран можно было бы установить консульский сбор в аэропорту в размере, скажем, 20 долларов.

Развитие современных информационных технологий позволяет сегодня переходить на электронную форму подачи документов. Если, например, уровень развития страны от 5 до 10 тысяч долларов, то граждане этих стран имеют возможность подавать документы в режиме онлайн заявления с уплатой соответствующего консульского сбора.

Для остальных государств, уровень жизни которых в настоящий момент невысок, и из которых есть опасность массовой миграции, остается прежний уровень подачи заявлений с обязательным собеседованием у белорусского консульского работника.

Аэропорт Сеула — столица еще одной страны, сумевшей вырваться в разряд наиболее развитых стран мира.

P.S. Когда географы занимаются наукой, они не ищут новые земли. Все земли уже открыты и найдены. Если мы хотим догнать по уровню своего экономического развития самые передовые страны мира – нам не нужно изобретать велосипед. Нам надо лишь посмотреть на наш Земной шар и применить самый лучший мировой опыт… В этом смысл эффективной модернизации.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(5)