В мире
Илья Шепелин, GQ

Как работают петиции в разных странах

Как сбор подписей простых людей в последние годы влиял на власти различных стран.

«Любая законодательная инициатива, которая соберет больше 100 тысяч авторизованных подписей в интернете, должна быть рассмотрена в парламенте», — пообещал прошлым летом Владимир Путин собравшимся на Петербургском экономическом форуме.

Об обещании наделить петиции юридическим статусом Владимир Путин забыл на полгода, пока назойливые журналисты не напомнили об этом в прошлом декабре на пресс-конференции. Накануне «Новая газета» на своем сайте собрала более 100 тысяч подписей против «антимагнитского закона», согласно которому гражданам США запрещалось усыновлять российских сирот. Президент взял под козырек и уверил, что Госдума рассмотрит петицию. В итоге депутаты смогли уложиться в 16 минут, чтобы ее отклонить, но пообещали создать на сайте Думы раздел, где граждане смогут публиковать петиции и подписываться под ними.

Пока не известно, по какой схеме будет проходить работа с петициями. Но судя по уже озвученным политиками деталям, за образец возьмут иностранный опыт, а именно — британский. Согласно правилам Соединенного Королевства, после обнародования петиции на сайте правительства в течение 30 дней она должна собрать не меньше 100 тысяч подписей — в этом случае она будет поставлена на рассмотрение нижней палаты парламента. В нашем случае — отправится на обсуждение в Государственную Думу. Чтобы понять, что же именно нас ждет, мы изучили, как же именно работают онлайн- и офлайн-петиции в Великобритании и еще четырех странах мира, и выяснили, как сбор подписей простых людей в последние годы влиял на власти различных стран.

Slacktivism

Бесконечные кампании онлайн-петиций, которые ни к чему не приводят, породили в английском языке неологизм, который, вполне возможно, появится и в России. «Слактивизм», «слактивисты» — от соединения слов «slacker» (бездельник) и «activism» (активизм). Обычно так уничижительно называют людей, которые провозглашают пусть даже и хорошую идею, но совершенно не способны ее достигнуть теми методами, которые выбирают: громогласные статусы в социальных сетях, подписи под всеми петициями, которые встречают.

Великобритания

Великобритания стала одной из первых стран, запустивших площадку онлайн-петиций на государственном уровне. В 2006 году такое решение принял Тони Блэр, но мучиться с волеизъявлениями народа пришлось уже следующему премьеру — Гордону Брауну. Авторы петиций заставили Брауна принести извинения от имени властей за то, что умерший 57 лет назад математик Алан Тьюринг был приговорен к лечению от гомосексуализма, собирали подписи за отставку премьера и массово выступали против запланированных им реформ. В результате властям пришлось признать, что система несовершенна, и сервис был закрыт, чтобы в 2011 году открыться заново — уже на новом сайте и на тех условиях, которые можно прочитать в колонке справа.

Самым большим достижением интернет-подписей в Соединенном Королевстве было требование не вводить плату для автомобилистов за пользование дорогами. Против инициативы правительства выступили почти 2 миллиона человек. В результате парламентарии испугались и законопроект отклонили. Также успешной можно признать петицию с призывом к государству выйти из Евросоюза. После того, как она легко перешагнула порог в 100 тысяч подписантов, ее отклонил парламент, но премьер-министр Дэвид Кэмерон уже пообещал вынести вопрос на референдум.

Одной из наиболее популярных петиций последнего времени в Британии стало предложение 12-летнего мальчика Джека Смитиса, который просил разрешить продажу индийских слонов в зоомагазинах. Идею мальчика поддержали 650 тысяч человек. Парламентарии были вынуждены провести слушания и отклонить прошение мальчика, официально запретив продажу слонов в британских магазинах.

Если онлайн-петиция после обнародования на сайте британского правительства получит поддержку более 100 тысяч человек, то будет вынесена на слушания в парламент, где она будет либо отклонена, либо получит дальнейший ход.

Германия

Прошлым летом депутаты нижней палаты немецкого парламента в ускоренном порядке приняли законопроект о личных данных. Новый закон позволил бы госслужбам продавать личные данные граждан частным фирмам — для распространения рекламы или взимания долгов. Причем голосование в Бундестаге проходило одновременно с полуфинальной трансляцией футбольной игры Евро-2012 Германия–Италия, и за сессией в парламенте почти не следили. Но взрыв негодования в обществе позволил уже в следующие дни собрать 120 тысяч подписей под петицией против законопроекта на независимой платформе Campact.de, и в сентябре депутаты верхней палаты отказались принимать новые правила о личных данных.

Этот пример доказывает: чтобы петиция имела успех, ее совершенно не обязательно размещать на правительственных ресурсах. Важно, чтобы представители власти чутко и с уважением относились к своим гражданам. Впрочем, иногда проще собрать 100 миллионов подписей, чем этого добиться.

Петиция, набравшая на сайте Бундестага 50 тысяч сторонников, попадает на рассмотрение петиционной комиссии нижней палаты парламента. На ее обсуждение в присутствии инициаторов могут быть вызваны министры правительства, если к ним появляются вопросы. В итоге комиссия может переправить предложение на слушания в Бундестаг со своими рекомендациями.

Швейцария

Большинство решений референдумов говорят о том, что швейцарцы могут спокойно решать свои проблемы, не идя на поводу у политиков-популистов. Это еще раз доказало голосование об ускорении выхода на пенсию и увеличении ежегодного отпуска. Год от года профсоюзы настойчиво собирают подписи за то, чтобы их сограждане поменьше работали и побольше отдыхали, но те раз от раза отказываются.

Так, в 2008 году швейцарцы отказались от сокращения возраста выхода на пенсию, а в прошлом году 65% швейцарцев отвергли увеличение отпуска с четырех до шести недель в год. При этом вопрос об увеличении отпуска за последние сто лет ставился на референдумах уже шесть раз — и трудолюбивые швейцарцы ни разу его не поддержали большинством.

Весной прошлого года жители Женевы утвердили на городском референдуме резкое ужесточение правил проведения митингов, нарушителям которых теперь грозят штрафы до $100 тысяч. «Российская газета» встретила это решение, одобрительно причмокивая («жители Женевы сказали "нет" несанкционированным митингам!»), а московский вице-мэр Александр Горбенко, занимающийся согласованием митингов, даже позволил себе пожурить чересчур нелиберальных швейцарцев, не без боли на душе отметив, что в Женеве «начинаются сталинские времена». Правда, не в пример нашим властям, за почти год существования закона власти Швейцарии еще ни разу им не воспользовались. К тому же штраф в любом случае грозит только тем, кто принимал участие в погромах.

В Швейцарии на государственном уровне нет онлайн-петиций, зато достаточно собрать 50 тысяч подписей, чтобы любой вопрос был вынесен на референдум. Кроме тех, что касаются изменения конституции — тут минимальный порог 100 тысяч. Причем изменения конституции невозможны без их утверждения на референдумах, которые проводятся четыре раза в год.

США

Существующие в Штатах механизмы прямой демократии используются довольно редко, но всегда с размахом. За последнее время самый известный такой случай произошел в Калифорнии: в 2003 году губернатор Грей Дэвис был отстранен в связи с утратой доверия жителей, собравших необходимое количество подписей для его отставки.

Причем, если закон требовал набрать не меньше 897 тысяч подписантов, то в конечном счете их набралось более полутора миллионов. А внеочередные выборы выиграл Арнольд Шварценеггер. Практику онлайн-петиций Белый дом ввел в 2011 году, провозгласив их частью будущего «Правительства 2.0». Петиции не приобретают никакого юридического статуса, но администрация президента обязана ответить на них резолюцией, за которой может последовать проект закона.

На сайте Белого дома существует раздел с онлайн-петициями, где каждый может составить свое обращение к администрации президента страны. Если петиция набирает 25 тысяч подписей, Белый дом обязан дать на нее официальный ответ, приняв к сведению требование граждан.

Простые правила размещения петиций приводят к тому, что их значительная часть безвозвратно удаляется. Поэтому Белый дом не предоставил свои резолюции на предложения назначить Бэтмена министром обороны, а комика Дункана Трассела сделать императором планеты Земля. С начала работы онлайн-петиции на сайте Белого дома превратились в площадку для соревнования в остроумии. В последнее время американские петиции облюбовали кремлевские и антикремлевские активисты, которые то просят закрыть Координационный совет оппозиции, то запретить въезд на территорию США Владимиру Путину. Просьбы и тех, и других неизменно оказываются в мусорке. И в российских новостных лентах.

В январе Белому дому пришлось держать ответ перед народом, который просил власти построить «Звезду смерти». В резолюции с отказом было сказано, что строительство космической станции стоимостью в 850 квадриллионов долларов не совсем оправданно в то время, как правительство пытается уменьшить дефицит бюджета. «Администрация президента не поддерживает идею уничтожения планет», — также говорилось в ответе.

Исландия

Воля жителей острова на севере Атлантического океана не раз уже заставила поперхнуться европейцев. До кризиса 2008 года Исландия была страной с одним из самых высоких уровней жизни, соизмеримым с величиной огромных долгов по внешним кредитам. Когда настала пора расплачиваться, ее крупнейший банк Icesave в один миг рухнул, оставшись должником перед иностранными вкладчиками.

Власти Исландии пообещали рассчитаться по долгам частного банка, приведя в неистовство население. Тут же был начат сбор подписей под петицией об отказе платить за Icesave из бюджета: против акта щедрости перед иностранцами подписалась четверть населения страны. Преодолев сопротивление правительства и парламента, в 2010 году был проведен первый референдум по вопросу выплат — и 93% населения выразили возмущение планами властей компенсировать чужую безалаберность.

Как и в Швейцарии, в Исландии место онлайн-петиции занимают всенародные референдумы, проводящиеся в формате прямого голосования.

После угроз со стороны Великобритании и Голландии государство вновь попыталось обойти мнение сограждан. Пришлось провести повторный референдум, который зафиксировал прежний расклад в общественном мнении. Правительство было вынуждено убеждать европейцев, что оно рассчитается хотя бы по госдолгу, но не исключено, что исландцам вновь придется находить понимание с властями на всеобщем голосовании.

Также на эту тему

Президентская администрация отказалась принимать 160 тысяч петиций за отмену смертной казни

Неравнодушные со всего мира требуют «не допустить убийства» Ковалева и Коновалова

Звезды Голливуда поддержали борьбу белорусов за свободу

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)