Политика
Анастасия Зеленкова, «Салiдарнасць», рисунок Алексея Меринова, «Московский комсомолец»

Как Лукашенко Россию любил

Сегодня это уже кажется чем-то фантастическим, но еще несколько лет назад риторика о построении союзного государства, введении единой валюты и прочих интеграционных радостях была одной из самых излюбленных «фишек» Александра Лукашенко. Что обещал глава Беларуси своему народу и народу России и что из этого получилось, мы анализируем в рамках проекта «Сказано – сделано?».

Пожалуй, ни к какой другой теме Александр Лукашенко так часто не обращался. На интеграции он строил свою предвыборную программу еще в момент прихода к власти, играя на ностальгии по советскому прошлому. Фразы типа «один народ», «братская Россия» да слезные рассказы про то, как «русские и белорусы вместе гнили в одних окопах» слетали с языка главы государства чуть ли ни в каждом его выступлении.

“Вы хорошо знаете, что наша восточная политика обусловлена не только и не столько интересом к энергоносителям и рынкам сбыта, — заверял народ и российское руководство Александр Григорьевич, выступая еще на самом первом Всебелорусском собрании в 1996 году. — Это вещь крайне важная, но есть и другие еще более важные. Дружба с Россией – это гарантия суверенного существования нашего государства. Утверждать другое – значит либо расписываться в собственном дремучем невежестве, либо фактически демонстрировать презрение к судьбам собственной страны и ее народа под прикрытием борьбы за «нацыянальную свядомасць» и «незалежнасць»”.

Удивительно, но ныне сам Лукашенко заговорил про «незалежнасць». А в начале 2000-х он только входил во вкус, обещая целую гору интеграционных радостей. В программе социально-экономического развития на 2001-2005 гг планов было громадьё:

«Будет продолжаться работа по введению единой денежной единицы и созданию единого эмиссионного центра союза Беларуси и России… Предусматривается завершить гармонизацию макроэкономической политики, обеспечить единство принципов финансово-бюджетной, ценовой, денежно-кредитной политики Союзного государства. Предстоит завершить работу по выравниванию цен и тарифов на продукцию и услуги транспорта, электроэнергетики и газовой промышленности. Будут продолжены работы по формированию общего экономического и единого таможенного пространства, созданию единого правового поля, унификации мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при одновременном формировании равных условий хозяйствования товаропроизводителей двух стран».

Наверное, лишним будет говорить, что ни к 2006-му, ни к концу следующей пятилетки ничего из вышеперечисленного сделано не было.

Виноватых президент нашел очень быстро. «Здесь абсолютно ничего не зависит от Беларуси. Мы готовы не просто к диалогу, а к самым серьезным отношениям с Россией. Но мы хотим четко знать, чего хочет Россия от Беларуси», — заявил Лукашенко уже в 2007 году.

Чего хотела Россия от Беларуси, было понятно еще с первых дней создания союзного государства. И это отнюдь не поставлять нефть в обмен на поцелуи белорусского лидера.

В общем, как говаривал Чебурашка, «строили мы, строили…». «Подонки и негодяи!», — слышится теперь в адрес «союзников» с одной стороны. С другой — намекают на причастность руководства к политическим убийствам. В общем, приехали.

Последние высказывания официальных лиц России и Беларуси больше похожи не на заявления союзников, слившихся в едином интеграционном порыве, а на разборки каких-то враждующих террористических группировок. Всем уже, похоже, до фонаря, из-за чего затевать очередной конфликт: нефти, газа, молока... Да хоть гречка — был бы повод!

Даже попытки хоть как-то примириться все равно заканчиваются очередным скандалом. Как это было во время пресс-конференции для приглашенных в Беларусь российских СМИ. При всем благожелательном тоне разговора Александр Лукашенко в какой-то момент не смог сдержать эмоции и назвал политику Кремля «безмозглой».

— Цель этой кампании ясна: убедить людей на пространстве от Калининграда до Владивостока о том, что белорусы — чуть ли не враги. А президент — вор, убийца, предатель, а Беларусь — вечная нахлебница России. Бред полный. Это необдуманная, безмозглая политика, навязанная нам, и, думаю, она недолговечна, – выпалил белорусский лидер.

Ответ не заставил себя ждать. И вот уже Дмитрий Медведев прямым текстом дает понять «союзникам», что невозможно строить предвыборную кампанию на обвинениях в адрес России и при этом получать многомиллиардные дотации из Москвы.

Думается, точку на этом ставить рано. И мы еще не раз услышим, что союзники думают друг о друге. А обещанный «рай» в виде союзного государства с единой валютой, тарифами, ценами, как воз из крыловской басни – и ныне там.

Уже давно известно, что осуществить намеченные планы руководителю Беларуси всегда что-то мешает. В экономических провалах виновато правительство, в несложившихся отношениях с Европой и Америкой – сами Европа и Америка, в крахе союзного государства с Россией – соответственно Россия.

В общем, кругом одни враги. А Лукашенко лишь заложник обстоятельств. Так, может, пора уже выпустить его на свободу?

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)