Комментарии

Михаил Брошин

Как коронавирус ударил по главным мифам пропаганды

Пандемия COVID-19 как лакмусовая бумажка проявила сильные и слабые стороны многих государств. Беларусь – не исключение.

Фото Reuters

Лозунг о «сильной и процветающей Беларуси» стал «козырной картой» властей еще на стыке веков. Мы её строили, строили и в какой-то момент, по версии Александра Лукашенко, даже построили. В общем, всё как в советские времена: только вместо коммунизма «сильная и процветающая» и под «мудрым руководством» не партии, а президента.

Правда, эта «стройка века» почему-то не отличалась устойчивостью и раньше: чего стоят одни только рекордные девальвации белорусского рубля. Но шло время, былые потрясения постепенно стирались из памяти многих, и пропаганда снова рассказывала о том, что «Беларусь впереди планеты всей», и наш опыт готовы перенимать повсеместно: от Норвегии до Папуа-Новой Гвинеи.

Однако пандемия COVID-19 быстро расставила все и всех по своим местам. Вдруг выяснилось, что наше государство не имеет даже минимального запаса прочности. Президент еще в марте сам рассказал, что Беларуси карантин не по карману.

Мы не можем себе это позволить. У нас нет станка, трубы. И мы не такие богатые, как Германия.

Александр Лукашенко

Тогда еще упор делался на то, что в карантине нет необходимости: мол, скоро «психоз» закончится, а тут мы раз-раз – и в дамки.

Но постепенно глава государства стал проговариваться о красноречивых деталях. Оказывается, специалисты всё-таки рекомендовали гораздо более масштабные меры, от которых пришлось отказаться по финансовым соображениям.

– Министр здравоохранения иногда мне говорил: давайте фронтом. Но фронта не получится, потому что мы в другой ситуации и ресурсы у нас другие, – рассказал Лукашенко 7 апреля.

И добавил для «непонятливых»: «У нас тут разглагольствуют кругом: карантин, комендантский час и прочее. Слушайте, это проще всего, это мы сделаем в течение суток, но жрать что будем?»

Этот аргумент, однако, выглядит предельно странно на фоне других государств. Даже не будем брать Германию, хотя было бы здорово, чтобы Лукашенко когда-нибудь объяснил, почему страна, проигравшая Вторую мировую, живет гораздо лучше, чем некоторые победители.

Возьмем, к примеру, Польшу, которая тоже нефтяным гигантом не является и доллары не печатает. Почему она может позволить себе карантин без опасений ввергнуть население в голод?

Литва – та самая Литва, об «упадке» которой так любит рассказывать российская пропаганда, да и некоторые местные деятели –  продлевает карантин. Почему ей это по карману?

Даже Украина, пережившая огромное количество потрясений, нашла ресурсы на карантин. Почему же тогда «сильная и процветающая Беларусь» внезапно оказалась единственной страной в регионе, которая «не может себе это позволить»?

Тут бы, конечно, очень пригодилась ссылка на «проклятый царизм». Но, увы и ах, Александр Лукашенко не вчера пришел к власти, а еще в первой половине «лихих девяностых». И за четверть века с лишним времени, чтобы реализовать свои планы и сделать Беларусь преуспевающей не на словах, а на деле, было более, чем достаточно.

Но, когда грянул гром, оказалось, что «процветание» не прошло тест на COVID-19.