Соседи
Валерий Томилин

Как изменилась Украина за пять лет

Православная церковь Украины получила независимость. Отмечаем еще семь важных преобразований в соседней стране по случаю пятилетия с начала Революции достоинства.

Фотограф «BBC Україна» Виталий Червоненко запечатлел выражение лица президента Украины в храме Святого Георгия, где проходило подписание томоса. Украинцы уже назвали этот снимок «Фото года»

Сплочение нации

Раньше украинцы – и это показывали опросы – были сильно поляризованы. Традиционно проевропейский запад и традиционно пророссийский восток.

Теперь многое изменилось. Петр Порошенко в интервью CNN поблагодарил Владимира Путина за «сплочение украинской нации» и уточнил, что украинцы благодаря российскому президенту «готовы защищать европейские и трансатлантические ценности».

Эти слова подтверждают социологические опросы. Пять лет назад поддержали бы вступление в НАТО чуть больше 20% украинцев, которые пошли бы на референдум по этому вопросу. Теперь их 67% от всех готовых принять участие в референдуме (по данным социологической группы «Рейтинг»).

То же самое и со вступлением в ЕС – в 2012 году сторонников вступления в ЕС было чуть больше 30%, в основном на западе Украины. Теперь сторонников Евросоюза больше 50%. В Таможенный союз стремятся не больше 15% украинцев против 40% пять лет назад.

Постоянно увеличивается число тех, кто выступает за независимость Украины – до Майдана таких был 61%, сегодня – около 80%.

Количество считающих голодомор геноцидом украинского народа постоянно растет и с 2011 года их число возросло с 59% до 79% сейчас. Всего 30% украинцев жалеют о распаде СССР, а пять лет назад их был 41% (в 2010 – 46%), в основном люди старшего поколения. Также опросы показали, что чем беднее и менее образован человек, тем выше шанс, что он ностальгирует по СССР.

Изменилось и отношение к России – 77% украинцев считают, что российская политика влияет на Украину негативно, 76% – что Крым оккупирован незаконно, а 70% – что российские власти развязали войну в Донбассе.

По данным КМИС, около 65% украинцев хорошо относятся к россиянам, а к российским властям – всего 8% (в основном – на ранее оккупированных территориях Донбасса и Востоке). В итоге около 48% в целом относятся к России хорошо (против 85% пять лет назад и 93% девять лет назад). Исследователи отмечают – это связано с тем, что украинцы не поддались ксенофобии и разделяют Россию как людей, которые в ней живут и власть имущих, к которым у них однозначно отрицательное отношение.

Кроме всего прочего, украинцам удалось добиться признания автокефалии национальной православной церкви Вселенским Патриархатом. И это поддержало большинство украинцев – что тоже свидетельствует о сплочении нации в последние годы.

«Безвиз» и выход на европейский рынок

После долгих переговоров в июне 2017 года украинцы получили возможность выезжать в ЕС без наличия визы. Это дало им право свободно посещать 30 стран Европы.

Теперь граждане Украины могут свободно посещать 131 страну. Это сделало украинский паспорт 26-м в рейтинге паспортов мира. Что неплохо – к примеру, белорусы могут посетить 79 стран, а белорусский паспорт на 57-м месте, рядом с Науру, Саудовской Аравией и Боливией.

После заключения соглашения об ассоциации с ЕС, Украина вышла на европейский рынок. В 2018 году ЕС занимает 43% украинских экспорта и импорта против 20% со странами СНГ. До Революции достоинства ЕС занимал всего 26% экспорта, а страны СНГ – 36%.

Экономический рост, доверие и оптимизм – несмотря на войну

Действительно, Украина остается одной из беднейших стран Европы, а прокремлевские СМИ пытаются сделать из нее страшилку. Но скоро пропагандистам будет нечем крыть – ведь страна показывает стабильно высокий рост доходов уже несколько лет подряд. В 2017 году Украина стала лидером по росту реальной зарплаты – та выросла на 19.1%, за 2018 год – на 11.4% (22.5% в местной валюте).

Если к концу 2015 года зарплата составила 214 долларов, то к ноябрю прошлого года выросла до 333 долларов и стремится к уровню зарплат 2013-го. И если в 2015-м бедными себя считали 54% украинцев, то в 2018 – 39%.

Объем добычи газа уже достиг «докрымского» уровня – 59 миллионов кубометров в сутки. А годовая добыча почти достигла уровня 2013 года. Кроме того, отмена налогов за покупку электромобиля сделала украинцев одними из лидеров в Европе по их числу – в 2018 году почти каждый 20-й купленный автомобиль был с электродвигателем.

Согласно исследованию, уровень оптимизма в стране – самый высокий за 24 года, а довольных жизнью впервые больше, чем недовольных. Растет и уровень доверия граждан к государственным и общественным институтам. Больше всего украинцы доверяют армии, СМИ и общественным организациям.

Оживление гражданского общества, реформы и рождение настоящей политики

Евромайдан по-настоящему оживил гражданское общество. По воспоминаниям активистов, за время правления Януковича журналистам удалось пролоббировать всего один закон. С 2014 года таких законов пролоббированы сотни, а власть прислушивается к активистам и идет с ними на контакт.

В стране проходят реформы. Успешно реформированы патрульная полиция, система госзакупок, министерство здравоохранения и нефтегазовая отрасль. Продвигаются, пусть и со скрипом, реформы всего МВД, военных ведомств, СБУ и приватизации. Идет, с переменным успехом, борьба с коррупцией и наведение порядка в разных сферах.

Некоторые дадут фору украинским соседям – например, закон о противодействии буллингу (травле) в школах. Он предусматривает для учителей, участвующих в травле и родителей детей, которые ее устраивают, штрафы или общественные работы – такая практика применяется в большинстве развитых стран. Также интересен закон об аттестации учителей: если учитель успешно доказывает, что владеет актуальными знаниями, то может претендовать на повышение зарплаты на 20%.

Всего реформ сотни. Большинство из них не доведены до конца или только планируются, но если все удастся, то Украина станет другой – настоящим европейским государством.

О том, что изменилось в политике и третьем секторе после Еврореволюции, «Салiдарнасцi» рассказал публицист, художник, редактор журнала «Нигилист» Дмитрий Мрачник:

– Именно гражданское общество в свое время не позволило Украине окончательно оформиться в государство типа путинской России – власть всегда понимала, что есть предел, и заходить за него не стоит. Но когда не особо мудрый президент Виктор Янукович пошел ва-банк, прибрав к рукам все денежные потоки и установив диктатуру, украинцы не выдержали. Так и начался Майдан.

Майдан – это рождение настоящей политики в Украине. Политики, которая не диктуется горсткой богатых людей в теплых кабинетах, а складывается при живом участии масс. Создалось множество организаций, а старые окрепли или объединились.

Домайданные времена были очень апатичными. Майдан же стал катализатором воли к переменам, он пробудил все возможные политические тенденции и вывел их на улицу.

Люди, которые за год-два до Майдана презирали всякие разговоры о революции и народовластии, в январе 2014 уже бросали коктейли Молотова в элитных силовиков – «беркутовцев». Было много энергии, была воля к переменам, но мало понимания того, что делать дальше.

В Украине не была развита гражданская политическая культура – какими-то наработками и массовостью могли похвастаться только националисты. Отчасти поэтому они и стали настолько заметными в ходе протестов, при этом не будучи особо многочисленными. После Майдана, с началом войны, приоритеты резко изменились – вся энергия пошла на фронт, стало не до обустройства страны.

Сейчас вопрос не стоит в том, верят люди в свою силу что-либо изменить или нет – все знают, что свергнуть правительство проще простого. Но все понимают, что сейчас, когда война в любой момент может вырваться за донбасский фронт, а люди устали и выдохлись, революция будет не самым лучшим решением.

Безусловно, успехи революции подстегнули гражданское общество, подведя его к точке, с которой страна больше не сможет жить по-старому. Несмотря на все невзгоды, губительную войну, предательство партийных лидеров и постепенный откат политики ко временам авторитаризма последних лет перед Майданом, Украина никогда не сможет стать прежней, проглотив нахальство, необузданную жадность и цинизм правительства.

Украинизация

Продвижение украинского языка во все публичные сферы – тоже заслуга Евромайдана. Если пять лет назад русский язык однозначно доминировал, то теперь мы видим вытеснение его украинским, особенно на востоке Украины.

Мы подробнее писали об этом раньше, а сейчас представляем результаты в инфографике:

Расцвет переводов и литературы по-украински

До 2013 года только половина книг в Украине издавалась по-украински, за пять лет стало больше 75%. Также теперь в тренде переводы на украинский зарубежной литературы – согласно исследованию, с 1925 по 2013 год перевели всего 20 книг-лауреатов Гонкуровской, Букеровской и Пулитцеровской премий. С 2014 по 2018 – еще 35 наименований.

Рынок литературы на украинском ощутимо расширился. Это видно по книжным магазинам, которые все чаще предпочитают русским переводам украинские – даже классических русскоязычных произведений. А это значит, что и спрос на такую литературу есть.

Бренд Made in Ukraine стал модным в Украине

Об этом рассказало издание «Тексти». На волне патриотической моды украинцы решили поддерживать «отечественного» производителя. Алина Сердюк, основатель (вместе с мужем) бренда украинской одежды byMe рассказала: «В тренде стало хвататься украинскими, а не итальянскими сапогами».

Фирмы начали расти как на дрожжах – теперь одежду и обувь «Made in Ukraine» покупают с большей охотой, чем зарубежные аналоги. Еще один момент – после падения курса гривны торговым сетям и бутикам стало выгоднее закупать одежду у украинских дизайнеров из-за более низкой цены.

Развитие украинской музыки

После Майдана украинские исполнители стали «экспортировать» музыку на рожном языке. Ее транслируют по радио и ТВ, а ее доля выросла в десятки раз. А музыка – это инструмент мягкого влияния за рубежом.

Теперь украинским артистам намного проще «продвинуться» в СМИ, чем до 2014 года. Радиоквоты тоже дали ощутимый результат для поддержки украинской музыкальной сцены. Раньше СМИ ориентировались на российских исполнителей, а «отечественных» не замечали. Теперь же почти в каждом городе Украины еженедельно проходят десятки концертов украинских групп. Билеты раскупаются.

К концу 2018 года песни украинских исполнителей стали абсолютными лидерами радиочартов – 25 из 40 популярнейших песен страны исполнены украинскими артистами, из них 22 – на украинском языке. К примеру, в 2014 песен на украинском в топ-40 было всего пять.

Как вишенка на торте, под занавес минувшего года песня «Плакала» группы KAZKA попала в Топ-10 мирового чарта платформы Shazam.

Что происходит в странах Балтии, Польше и Украине? Читайте в нашем спецпроекте «Соседи»!