Как быстро аннексировать страну – лайфхак: военные учения и «самые демократические выборы»
Как легко потерять независимость, когда войска «союзника» стоят на твоей земле, и каким может оказаться результат выборов, если их проводить в лучших советских традициях. В рамках цикла «Оккупация и Возрождение» рассказываем о вторжении СССР в страны Балтии. Уроки истории, которые сегодня актуальны для Беларуси как никогда.
В этом году исполняется 80 лет с момента захвата Советским Союзом Литвы, Латвии и Эстонии и 30 лет с момента восстановления их независимости. В предыдущей статье цикла «Салідарнасць» рассказала, как экономическая помощь от России в итоге вылилась в военные базы на территории этих стран. Для тех, кто считает, что можно сохранить суверенитет, впустив на свою землю пусть даже «союзника», будет полезно узнать, как все работает, когда кто-то имеет виды на твою территорию.
Как военные учения вылились в госпереворот
Итак, к началу 1940 года советские войска — понятное дело, исключительно в целях «взаимопомощи» — стояли в Литве, Латвии и Эстонии. По этому поводу Сталин заявил: «Правительство Эстонии действовало мудро и на пользу эстонскому народу, заключив соглашение с Советским Союзом. С Вами могло бы получиться, как с Польшей. Польша была великой державой. Где теперь Польша?»
Да, никто «как в Польше» не хотел. Но это лишь ненадолго отсрочило поглощение.
Сценарий, составленный в Москве, мало изменился с тех пор. Окопавшись на территории этих стран, руководство СССР «вдруг» стало замечать, что власти данных государств якобы проводят антисоветскую политику и не соблюдают подписанные договоры.
В Москву полетели докладные записки о «деятельности пятой колонны» и желании «предаться в руки Германии» (на тот момент, кстати, союзника Советского Союза). Поверенный в делах СССР в Литве Семёнов докладывал о «подлинных намерениях литовских правящих кругов», которые готовы перейти к «деловому сговору с Германией, выжидая только удобный момент для прямого удара по советским гарнизонам».
Реакция была молниеносной. Уже на следующий день после докладной, 4 июня, под видом учений войска военных округов (Ленинградского, Калининского и Белорусского Особого) были подняты по тревоге и начали выдвижение к границам стран Балтии. Задумайтесь в следующий раз, когда увидите нервную реакцию наших соседей на очередные совместные российско-белорусские учения. В отличие от нас свою историю в этих государствах выучили хорошо.
«Учения» прошли что надо. 14 июня 1940 года правительство СССР предъявило ультиматум Литве, а через день – Латвии и Эстонии. В основных чертах смысл ультиматумов совпадал: правительства этих государств обвинялись в грубом нарушении условий ранее заключенных с Советским Союзом договоров о взаимопомощи (!), и выдвигалось требование сформировать правительства, способные обеспечить выполнение этих договоров, а также допустить на свою территорию дополнительные контингенты войск. Быстро и просто.
Проблема заключалась в том, что особого выхода из этой ситуации у стран Балтии попросту не было. Если бы они начали вооруженное сопротивление, дело могло кончиться физическим истреблением и массовыми депортациями всего населения. Пришлось принять ультиматумы. 15 июня новые подразделения советских войск вошли в Литву, 17 июня — в Эстонию и Латвию.
Советские войска вступают в Ригу. 1940 г.
Процессом оккупации и советизации в этих странах руководили специальные уполномоченные правительства СССР — Андрей Жданов (Эстония), Андрей Вышинский (в Латвии), Владимир Деканозов (в Литве).
Судьба президентов: чем закончилось сотрудничество с советскими эмиссарами
Любопытна и судьба президентов, принявших ультиматумы Кремля. Впрочем, это сделали не все.
Литовский президент Антанас Сметона настаивал на вооруженном противостоянии «советам». Однако его не поддержала большая часть правительства: военные единодушно заявили, что шансов на успешное сопротивление нет.
Антанас Сметона инспектирует войско
Сметоне ничего не оставалось как эмигрировать в соседнюю Пруссию (позднее он переехал в Швейцарию, а затем в США, где погиб во время пожара в 1946 году). Через несколько часов после его отъезда Литву оккупировали советские войска.
Место Сметоны занял премьер Антанас Меркис. Однако ненадолго. 17 июля 1940 года он был арестован НКВД и вывезен в Саратов. Из тюрьмы Меркиса освободили только в 1954 году и без права возвращения в Литву.
Еще печальнее сложилась судьба президентов Латвии и Эстонии, которые сразу приняли советский ультиматум и пошли на сотрудничество с советскими эмиссарами. Карлиса Улманиса (Латвия) и Константина Пятса (Эстония) вместе с их семьями арестовали в конце июля, за 10 дней до официального присоединения Эстонии и Латвии к СССР, и выслали в Уфу.
Улманис умер в тюрьме Красноводска в Туркменистане в 1942 году.
Карлис Улманис
Пятса в 1942 году поместили в тюремную психбольницу, где держали до самой смерти до 1956 года. Обвинение в «антисоветской деятельности» и приговор ему предъявили только в 1952-м, через 10 лет после ареста, — 25 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Константин Пятс
Во всех трех странах местные коммунисты в компании с прибывшими сюда многочисленными агентами НКВД под руководством московских «смотрящих» в кратчайшие сроки сформировали просоветские правительства. В Литве его возглавил пролетарский писатель Юстас Палецкис, в Латвии – ветеринар Август Кирхенштейн, в Эстонии – поэт-антифашист Йоханнес Варес (когда он увидел размах послевоенных советских репрессий против соотечественников, то покончил с собой).
Все на выборы!
Ну и какая же оккупация без «самых демократических в мире выборов»?!
Новые правительства тут же назначили внеочередные парламентские выборы. И по невероятному стечению обстоятельств во всех трех государствах полную и безоговорочную победу одержали прокоммунистические Блоки (Союзы) трудового народа — кстати, единственные избирательные организации, допущенные к выборам.
Цифрам, озвученным по итогу, может позавидовать даже глава белорусского Центризбиркома.
В Литве явка составила 95,51 %, из которых 99,19 % проголосовали за Союз трудового народа.
В Эстонии, соответственно, 84,1 % и 92,8 %.
В Латвии – 94,8 % и 97,8 % голосов.
Надо ли говорить, что во всем мире результаты тех выборов вызывают если не улыбку, то большое недоумение. В новейшей зарубежной историографии действия СССР по отношению к странам Балтии оцениваются не иначе, как «оккупация с последующей аннексией».
Пикет за присоединение Латвии к СССР. 1940 год
Но в советском государстве, как мы знаем, «все по закону». Вновь избранные парламенты уже 21-22 июля провозгласили создание Литовской, Эстонской и Латвийской советских социалистических республик и приняли Декларации о вхождении в СССР. А 3-6 августа 1940 года Советский Союз решением Верховного Совета «благосклонно» принял эти республики в состав СССР. Разве можно отказать «союзникам», когда им так «хочется»?
Какие репрессии развернулись в странах, которые «мечтали» стать частью «нерушимого союза», читайте в следующем материале цикла «Оккупация и Возрождение».
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное