Общество

Наталья Колесниченко, Завтра твоей страны

Как белорусам стать умными и богатыми

Что тормозит сектор исследований и разработок и как это отражается на национальной безопасности — об этом Андрей Казакевич, директор института «Палітычная сфера», представившего недавно анализ состояния научной сферы Беларуси.

Андрей Казакевич. Фото: Еврорадио

В исследовании «Реформирование организации, финансирования и управления научной деятельности Беларуси», соавтором которого вы являетесь, констатируется, что расходы научные исследования и разработки в Беларуси в 2016 году составили 0,5% ВВП, в 2017 0,59% – в 2 раза меньше, чем у большинства соседних стран. С точки зрения получаемого эффекта это приемлемый объем финансирования или недостаточный?

— Можно смело сказать, что расходы на науку в Беларуси низкие. Страны с современной экономикой и высоким уровнем жизни тратят куда как больше. Минимальный ориентир для стран Европейского союза – 1% ВВП (хотя и там есть единичные случаи с меньшими расходами). Стратегическая цель для ЕС – 3%.

Наукоемкость ВВП в размере 0,5-0,6% − очень низкая, особенно если страна имеет амбиции строить современную и инновационную экономику.

Да и в Беларуси расходы на науку не всегда были такими низкими. Падение до уровня 0,5% ВВП произошло в 2014 году. До этого расходы колебались на отметке около 0,6-0,7% ВВП. А в 2007 году достигли 0,96% ВВП. Падение, которое потом случилось, подчеркивает, что ситуация с развитием сектора исследований неустойчивая.

Основной вклад в финансирование науки вносит государство. Есть ли потенциал для того, чтобы исследования и разработки чаще финансировал бизнес?

— Действительно, бюджетные расходы на науку значительно увеличить сложно. Очень важно стимулировать финансирование исследований из других источников, прежде всего за счет частного бизнеса. В этом отношении Беларусь сильно отличается от развитых стран.

Продолжение материала читайте здесь.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(6)