Кац: У российской поддержки Лукашенко может быть только два исхода

Почему не будет реальной интеграции России и Беларуси.

— Полная политическая интеграция, которая уже вот-вот должна была случиться, сменилась крайне мутными заявлениями, а белорусская пропаганда стала позволять себе совсем немыслимые выпады против российского президента с упоминаниями «бункера» и «ботокса», — размышляет на своем канале российский политический аналитик Максим Кац о причинах, из-за которых российско-белорусские переговоры снова зашли в тупик. — С самого начала было очень просто предсказать, к чему приведут переговоры Владимира Путина с Александром Лукашенко о слиянии в единое государство.

Потому что любой торг, любой договор строится на том, что стороны движутся навстречу друг другу и где-то встречаются. Потому что не может быть компромисса в обмане, когда кто-то обманет, а кто-то будет обманут. Им не о чем договариваться, потому что интересы противоположные.

Аналитик утверждает, что у белорусской и российской сторон нет варианта, который удовлетворил бы обоих.

— Российское руководство хочет себе большой геополитической победы и это особо не скрывается. Крымский эффект, позволивший на 4 года подменить внутреннюю политику внешней, без сомнения, хочется повторить. Превращение бумажного союза в реальное слияние, поглощение Беларуси с полной утратой ею суверенитета на правах субъекта федерации, — так выглядят санки, на которых было бы хорошо проехать прямо к выборам 2024 года (следующие выборы президента России — С).

Понятное дело, что после гипотетического слияния Александр Лукашенко для своих контрагентов утратит всякую ценность. Никаких активов для торга у него больше не будет. И хорошо, если история бывшего президента закончится так, как у его бывшего коллеги Медведева, — назначением на выдуманную должность в Совете безопасности.

Александр Лукашенко хочет ровно того же, чего и в предыдущие 27 лет — дотаций и политической поддержки. И чем глубже кризис, в который он заводит страну, тем это желание острее. Спонсором всех его выходок выступает РФ.

Россия не только финансирует Лукашенко, но и принимает на себя все политические издержки. Бесконечно спонсируя и поддерживая Лукашенко, Россия служит для него основанием легитимности, — объясняет Максим Кац.

Он говорит и о возможных вариантах развития двусторонних отношений, отмечая то, что ни один из них не предполагает какой-либо интеграции.

— У российской поддержки Лукашенко может быть только два исхода. Если Лукашенко не удержится, исчезнет субъект переговоров, никакие его обещания не будут иметь значения, потому что резидент секретной госдачи в Барвихе, тайно вывезенный туда вертолетом, не распоряжается белорусским суверенитетом.

Если Лукашенко удержится, то едва кресло под ним немного стабилизируется, едва помощь партнеров не будет актуальной, он тут же забудет все договоренности, немедленно кинет благодетелей и развернет фронт своей пропаганды в привычном направлении — на Кремль.

Не для того Лукашенко развернул театр насилия, не для того устраивал кровавые рейды на улицах мирных городов, заработал репутацию государства-террориста, захватив гражданский борт, чтобы доживать на церемониальной должности.

Не для того окружение Лукашенко пошло под все мыслимые санкции, чтобы завтра им объяснили, кто здесь будет добывать калий, кто будет зарабатывать на господрядах, кто таможню будет крышевать, кто в СИЗО сидеть, — говорит политолог.

И даже кризис режима Лукашенко, который, утверждает Кац, в этот раз значительно отличается от предыдущих, не приведет страны-соседки к слиянию.  

— Речь уже не идет о том, что, имея поддержку либо безразличие большинства, пририсовать к своим 55% еще 30%, чтобы было красиво. Сейчас речь идет о том, что у Лукашенко нет никакой поддержки ни в каких аудиториях — ни большинства, ни даже значимого меньшинства.

Чтобы это понять, не нужны никакие результаты запрещенных в Беларуси соцопросов. Достаточно взглянуть на масштаб репрессий. Активная фаза протестов закончилась год назад, но зачистка, даже не институтов гражданского общества, а просто ковровая зачистка всех, кто попадается под руку, не только не сбавляет, но и набирает обороты. Каждое выступление Лукашенко — это речь военного времени.

Жить таким образом очень сложно и очень дорого, а, главное, невозможно это делать слишком долго. Любая стабильная власть держится на общественном согласии. Именно этим обстоятельством объясняется то, что разговоры об интеграции и безмерная любовь пропаганды к своему восточному партнеру в этот раз длятся сильно дольше, чем обычно.

Процесс, который не мог завершиться никаким результатом, компромисс, который не мог быть достигнут, — все это должно было рано или поздно свернуться. Полноценная интеграция России с Беларусью, которая должна была уже вот-вот случиться, обернулась максимально размытыми заявлениями об экономическом союзе с единым рынком в ЕАЭС к 2025 году, — делает вывод аналитик.    

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(121)