История референдумов. Власти можно, людям — нет
Мы решили вспомнить о предыдущих попытках проведения референдумов в Беларуси, а также их итогах, в свете сегодняшнего совместного заявления руководителей партии БНФ Алексея Янукевича, движения «За свободу» Александра Милинкевича и гражданской кампании «Говори правду!» Владимира Некляева о необходимости проведения в стране народного референдума.
Из истории вопроса
Очевидным является одно: с момента прихода к власти Александра Лукашенко, а конкретно с лета 1994-го, все проводимые в стране референдумы, закончившиеся голосованием, были инициированы исключительно самой властью.
Первый из них прошел весной 1995 года. На него вынесли вопросы об изменении государственной символики, преданию русскому языку государственного статуса, а также вопросы о поддержке действий президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией и необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.
Следующий референдум состоялся осенью 1996 года. Именно его называют антиконституционным. Самым спорным тогда был вопрос о внесений изменений в Конституцию, давшим Лукашенко более обширные полномочия.
Третий референдум состоялся в стране 17 октября 2004 года и состоял всего лишь из одного вопроса: «Разрешаете ли вы первому президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в президенты Республики Беларусь в выборах президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?».
Так первый президент страны получил возможность избираться на высшую государственную должность неограниченное количество раз.
Идея о проведении референдума «снизу», то есть от граждан стран, зафиксирована в Конституции Беларуси.
В статье 74 написано: «Республиканские референдумы назначаются президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава) каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска».
Попытки воспользоваться своим Конституционным правом у граждан Беларуси были раньше. И вот что из этого получалось.
Отказано «из-за разгильдяйства»
В прошлом году экс-кандидат в президенты Дмитрий Усс намеревался зарегистрировать инициативную группу по подготовке референдума, на который планировалось вынести вопросы, связанные с изменением избирательного законодательства.
В частности, возглавляемая Уссом группа выступала за то, чтобы избирательные комиссии при проведении голосования формировались прозрачно и открыто.
Секретарь ЦИК Николай Лозовик, комментирую решение об отказе в регистрации инициативной группы Усса, назвал поданные политиком документы «моделью безграмотности» и «элементарным разгильдяйством».
Уссу также не удалось добиться рассмотрения законопроекта в Палате представителей Беларуси. Министр юстиции Олег Слижевский объяснил ситуацию следующим образом: «Внесенный инициативной группой Дмитрия Усса законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов» требует существенной доработки и потому не может быть внесен на рассмотрение в Палату представителей Национального собрания».
Вопрос о «китайском парке» на белорусском референдуме не прозвучал
Весной 2012 года о попытке проведения местного референдума заговорили жители Смолевичского района. Они протестовали против строительства в их регионе китайского технопарка. Указ о его строительстве подписал Лукашенко.
В местный райисполком было подано заявление с требованием зарегистрировать инициативную группу по проведению референдума. Жители района должны были ответить на один вопрос: «Согласны ли вы с размещением на территории Смолевичского района Китайско-белорусского индустриального парка?».
Однако в ответе, который пришел из управления юстиции, говорилось, что поднятый вопрос на местном референдуме относится к компетенции не местных, а республиканских властей, поскольку указ о строительстве технопарка подписал президент. А инициировать по этому вопросу республиканский референдум невозможно, поскольку указы президента на референдуме обсуждаться не могут.
«Автореферендум», который «прокатили»
В 2010 году Партия БНФ уже выступала с инициативой о проведении республиканского референдума. На народное обсуждение планировалось вынести вопрос: «Поддерживаете ли вы сохранение размера таможенных пошлин на уровне 2009 года?».
В соответствии с законодательством, вопрос, который планировалось вынести на референдум, был отправлен на экспертизу в Минюст и Генеральную прокуратуру. Оба госоргана дали отрицательный ответ.
В ответе Генпрокуратуры, к примеру, было сказано, что ответы на поставленный вопрос не позволяют определить отношение людей к проблеме. Мол, в случае отрицательного ответа, неясно, хотел бы участвующий в референдуме гражданин понизить пошлины или же, наоборот, повысить.
Точку в этом вопросе поставил Верховный суд, который своим решением официально запретил проведение референдума.
«Контрактная система» — не предмет всенародного обсуждения
В этом еще в 2007 году убедились члены Белорусского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности (РЭП), когда Центризбирком отказался зарегистрировать инициативную группу и законопроекты «О внесении изменений в Трудовой кодекс РБ» и «О ратификации Конвенции МОТ № 158 о прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя».
Основанием для отказа стало заключение Министерства юстиции, которое посчитало, что предлагаемые изменения противоречат Конституции. Аргументация Минюста свелась к тому, что, согласно Основному закону, декреты и указы президента имеют приоритет над законами, а декрет президента №29 позволяет нанимателям без ограничений использовать контрактную форму найма.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное