Спорт
Евгений Кечко, ”Белгазета”

«Им лучше лишний памперс на задницу наклеить»

В минувшем году минское «Динамо» заняло самое низкое место в чемпионате страны по футболу за всю суверенную историю клуба. Неудивительно, что подобный исход привел к очередным переменам на посту главного тренера: вместо Александра Хацкевича команду возглавил Игорь Криушенко, уход которого из БАТЭ стал сенсацией.

Чего можно ожидать от нового наставника, почему в «Динамо» часто меняются не только тренеры и футболисты, но и функционеры - об этом корреспонденту «БелГазеты» рассказал председатель правления клуба Юрий Чиж.

- Девятая итоговая позиция «Динамо» - объективный показатель?

- Цифры говорят сами за себя, с ними спорить трудно. Надо признать, что итоговое место - результат ошибки, связанной с определением главного тренера, что повлекло за собой и другие проблемы, в частности разброс по селекции и тренировочному процессу. К тому же предсезонка была проведена безобразно.

«ТРЕНЕР ДОЛЖЕН ПРИЙТИ ГОТОВЫМ»

- Но в межсезонье «Динамо» возглавлял Петр Качуро…

- Однако затем пришел следующий тренер, который сам попросился. Хотя в интервью Хацкевич говорит, что это я предложил сотрудничество, на самом деле он пришел ко мне с Лухвичем и сказал: «Я вижу, что мы можем что-то сделать, за сезон положение выправим».

Если вы внимательно следили за «Динамо» в предыдущие годы, могли заметить, что раньше каждая смена тренера давала логическое объяснение - команда, пусть и через пень-колоду, на пьедестал попадала. Сейчас в пассиве 9-е место при отсутствии игры. В этой ситуации все свалить на предшественника нельзя, весь сезон Хацкевич работал в хороших условиях: своя база, никто не мог пожаловаться, что чего-то не хватает, был материал - только бери и работай. Видимо, пока это не его уровень, Александр где-то переоценил свои возможности.

- Не жестки ли вы по отношению к начинающим тренерам - Качуро и Хацкевичу?

- Что касается первого, то я внимательно отслеживал кадровую работу за это время. Сам был в Турции и видел это безобразие, пытался поговорить с одним, другим, третьим. У молодых тренеров завышены амбиции, они им нужнее, чем нормальная созидательная работа. Командный дух в таких условиях трудно прививается. Мне больше импонирует Гена Тумилович, который готов спрятать свое «я» в командных целях, а в Качуро и Хацкевиче такого не было. Я понимаю, что один поиграл в Англии, второй - в киевском «Динамо», но надо оторваться от амбиций и совершенствоваться. У меня нет времени заниматься еще и подготовкой тренера, он должен прийти в команду готовым.

«ЗАСУНУЛИ НОС НЕ ТУДА, КУДА НУЖНО»

- Возможно, если бы «Динамо» сохранило прошлогодний состав, то смогло бы вновь через«пень-колоду» попасть на пьедестал…

- Надо вникать в объективные вещи, а не брать за аксиому то, о чем пишут на «Девятке» (гостевая книга фанатов «Динамо». - Е.К.). У того же Сергея Павлюковича закончился контракт, и он по семейным обстоятельствам решил сменить обстановку. Поехал в Азербайджан, поиграл, а затем вернулся.

Раньше я был лучшего мнения о человеческих качествах Яна Тигорева. Он 5 лет отдал клубу, и, возможно, это наша вина, что плохо его воспитали. Он захотел поиграть в другом чемпионате, и мы согласовали сумму отступных - 25 тыс. долларов. Это смешные деньги за такого игрока. Он ездил, просматривался, говорил, что за него заплатят, но затем, видимо, никто не захотел платить. Его переходом занимались профаны в юридических вопросах, к тому же наши работники, похоже, засунули нос не туда, куда нужно.

С Игорем Рожковым мы сами не стали продлевать контракт, т.к. в последние годы он был психологически нестабилен. Леонид Ковель сам захотел сменить обстановку, было видно, что ему необходима встряска. Я ему не препятствовал: «Хочешь играть в «Динамо» - оставайся, нет - садись за стол переговоров». Мы никого за уши не тянем, игроки сами вправе принимать решения.

Кирилл Павлючек всю зиму занимался своим трудоустройством, в результате чего потерял предсезонку.

Когда им что-то объясняешь, они не хотят понимать. Больше слушают агентов, чем занимаются тренировочным процессом. Проблема многих футболистов в том, что их втягивают в сферу материально-имущественных отношений: мало кто из агентов станет объяснять, что сначала надо работать над собой, и только потом все придет. Их рекомендации просты: это подписывай, а это не подписывай. В итоге околофутбольные интриги выбрасывают футболистов в сферу, в которой они ничего не понимают.

- По окончании сезона из «Динамо» ушел недовольным и вратарь Артур Лесько…

- В сентябре мы предложили ему контракт на наших условиях, но он не согласился и при этом выдвинул требования, которые не устроили нас. Он хотел условия в несколько раз лучше, чем ему предложил бы любой белорусский клуб. Мы с ним договорились, что сезон он доиграет на старых условиях, и если за это время своей игрой убедит нас, что достоин большего, то заключим с ним новый договор, соответствующий его требованиям. Но чемпионат закончился, а его игра так и не впечатлила, поэтому возникшая ситуация - проблема Лесько, а не «Динамо».

- Что будет представлять собой «Динамо» в следующем году?

- В клубе подросла хорошая молодежь, новому тренерскому штабу есть с кем работать. Мы планируем точечно усилиться несколькими игроками из белорусского чемпионата, пригласили двух парней из Бразилии, с которыми намерены заключить соглашения. Возможно, на первом сборе появятся еще 3-4 новых игрока, но затем вопрос комплектования будет закрыт. Начнется работа над созданием игрового стиля, и никаких встреч-прощаний.

- За последние годы бразильский вектор «Динамо» не очень себя оправдал…

- Легионерам нужен год на адаптацию, как это было в случае с габонцем Бруно Мбанангоем. В прошлом сезоне я бы однозначно включил его в тройку лучших игроков чемпионата: когда он «подсаживался», команда не играла. Футболисты такого уровня нам нужны, а россиянина Панкова и бразильца Марсио, скорее всего, выставим на трансфер. В команде должно быть шесть легионеров. Согласно регламенту, четверо могут одновременно выходить на поле, а пятый - в запасе. Когда один футболист будет «лишним», это заметно обострит конкуренцию в легионерской среде. То же самое будет касаться и местных футболистов: сформируется костяк из 18-20 человек, а отношения между всеми игроками будут выстроены исключительно на мотивации.

«ОТВАЛИ ЗАРПЛАТЫ!»

- А как вам новый гендиректор клуба - бывший футбольный агент Сергей Корнеев?

- С ним можно говорить на одном языке - он человек футбольный, с большим опытом взаимоотношений с футболистами, владеет юридической базой. Единственный его большой недостаток - административный и хозяйственный узлы. Эту проблему мы закроем, а Корнеев и спортивный директор Геннадий Тумилович будут заниматься спортивной составляющей.

- В вашем клубе ротация менеджеров примерна такая же, как и тренерского состава. В чем беда белорусского спортивного менеджмента?

- У людей не хватает желания работать и учиться. Многие приходят в клуб с мыслью: «Попали в «Динамо», значит, и так все получится». Это в корне неверно. Я не должен влезать в дела тренера или менеджера, тем более что они уделяют работе все время и сами должны думать, как решить ключевые вопросы. В силу разных причин я не имею достаточной информации, этим и продиктованы совершенные ошибки.

Проблема же наших функционеров в том, что они не справляются с предложенным объемом самостоятельности. Все они приходят с предложением: «Отвали зарплаты!», а принимать самостоятельные решения никто не хочет.

- Может, боятся наломать лишних дров?

- Им лучше лишний памперс на задницу наклеить и прийти меня чем-то загрузить. Зачем тогда подписываться под финансовыми условиями? Там ничего не боишься, на том этапе ни у кого ни от чего глаза не округляются.

- В «Динамо» под вашим патронажем работало много тренеров, в т.ч. иностранных. В чем разница между зарубежными и белорусскими специалистами?

- Тренер-легионер приходит на какое-то время. Он не выстраивает работу на перспективу, а решает локальные задачи. Ему необходимо выиграть, а увидеть пацанов в развитии уже неинтересно. Главное, получить осенью бонусы, премиальные, а на остальное уже нет времени. Это большой недостаток, причем эта проблема касается не только нас.

В России сейчас тоже мало хороших тренеров-легионеров, там даже за большие деньги трудно угадать. Того же Петржелу, работавшего в «Зените», понесло не в ту степь: нельзя портить отношения с теми, кто создает тебе условия. Он больше ушел в менеджмент, ему хотелось заниматься куплей-продажей, а не тренировать.

А у многих белорусских тренеров есть желание получать зар-плату, но они не хотят учиться. Существует пропасть, возникающая после подписания контракта и до осознания того, что делать дальше. Мало кто может системно выстроить работу. Одному нужны в штат психологи, а зачем - сами не понимают. Второй требует хорошего доктора, но не знает, как пользоваться результатами работы этого специалиста. Для грамотного подхода нужен хороший общеобразовательный уровень, а у нас «корки» получают формально. Чему можно научиться максимум за две недели? Окончив курсы, надо еще года два-три посидеть с книжками, вникнуть в разные методики, но у нас это делают единицы. Надо работать над собой, а не ходить на вечеринки с фанатами. Авторитет зарабатывается не при общении, а на стадионе. Это относится ко всем, вне зависимости от известности их фамилий.

«МНЕНИЕ ТОЛПЫ КЕМ-ТО СРЕЖИССИРОВАНО»

- Чем вам импонирует новый главный тренер «Динамо» - Игорь Криушенко?

- Он добивался хороших результатов в нашем чемпионате, причем обеспечивал их без лишних разговоров, клуб деньгами на трансферном рынке не сорил. А что до разговоров по поводу его перехода в «Динамо», то мы подписывали соглашение после выброса различных материалов в прессу. У меня было к Криушенко два вопроса: хочет ли он у нас работать и надо ли мне вступать в переговоры с Капским (Анатолий Капский - председатель правления футбольного клуба БАТЭ. - Е.К.) насчет его перехода. Игорь сказал, что сам решит второй вопрос и придет к нам без всяких обязательств перед предыдущим клубом.

В финансовом вопросе также наделали много лишнего шума: у меня существуют определенные финансовые рамки для главного тренера, они были бы примерно такими же и для других специалистов. В Криушенко понравилось еще и то, что перед принятием решения он у меня спросил о задачах на будущий год, о коллективе, с которым придется работать.

- И какие будут задачи?

- Команда должна вырасти, и при этом на сезон ставятся самые высокие задачи. У главного тренера трехлетний контракт, в зависимости от выполнения условий полагаются бонусные. Подход такой же, как и к игрокам.

- Как будете возвращать любовь болельщиков? В прошлом сезоне они написали открытое письмо на имя президента страны с просьбой отстранить вас от руководства клубом…

- Пусть они сначала разберутся в себе, причем вы не отождествляйте фанатов и остальных болельщиков. Когда-нибудь они пожалеют о некоторых вещах, стоящих за письмом, о том, что «агульна» это сделали. Письмо - их проблемы. Я всегда делаю свою работу, вне зависимости от каких-то коллективных решений. Редко толпа делает что-то правильно, обычно ее мнение кем-то срежиссировано.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)