Комментарии
Олег Горунович, by.tribuna.com

Господство уважаемых. Несколько мыслей о белорусской милиции

Олег Горунович – об исполнении дурацких приказов и о том, почему чувствуешь себя преступником, сталкиваясь с нашими правоохранителями.

С милицией по жизни я пересекался мало и по этому поводу сильно не грущу. Последний раз случился лет десять назад. Ранним вечером в Михайловском сквере нас с товарищем атаковала группа бодрых гопников – человек шесть или что-то около того. Милиционеры поблизости оказались случайно (двигали к метро после рабочего дня). На автомате поймали парочку особо увлекшихся агрессоров. И были не очень рады этому. Мой товарищ настоял, чтобы гопников отвели в опорку для оформления, хотя изначально всем было предложено разойтись.

– Едьте за город и там хоть поубивайте друг друга,– сокрушался один из правоохранителей, явно огорченный внеурочным «геморроем».

Футбол для нашей милиции – что-то из этой оперы. Дополнительная работа, которой не хочется заниматься, но заставляют. Поэтому делается она абы как. Быстро, брутально, остервенело (за вычеркнутые из жизни субботу и воскресенье). Мол, я, конечно, сделаю, но только вы пеняйте на себя. Вот почему болельщики слышат фразы типа: «Лучше бы вы вообще не приходили».

И ведь, казалось бы, дельце несложное. Сколько там людей ходит на белфутбол. Заполняются же в Европе арены на 40, 50 и больше тысяч без тотального шмона. И вроде все целы. А у нас будто самая криминальная страна – ЮАР или что похлестче. Будто среднестатистический белорус владеет минимум одним видом боевых искусств и несколькими видами оружия, которое неизменно держит при себе. Понятно, что это бред. На наших стадионах давно ничего не случалось. Но милиция все равно начеку.

Выскажу мнение – почему. По моим ощущениям, наша силовая система ориентирована сугубо на работу с преступниками. Может, так повелось с советских времен, может, имеется какая-то иная причина. Но любой человек (не только фанат/болельщик), попавший в зону служебных обязанностей белорусского милиционера,–становится преступником или что-то около того.

Отсюда и обыски на стадионах со щепетильным прощупыванием, и чуть ли не полное раздевание, когда фанатов запускают на арену через автозак, и отсутствие хотя бы минимальной вежливости – кто сюсюкается с уголовниками? Почему уголовниками? Ну, нас же сюда, на стадионы, зачем-то направили. Значит, дело нечистое. Милиционеры так натасканы и как-то это исправить – например, сделать их человечнее хотя бы на время футбола – невозможно.

Вот честно. Мне давно хочется, чтобы на белорусском стадионе что-нибудь случилось. Заварушка какая или что-то в таком духе. Это не призыв и не кровожадность. Просто своими действиями правоохранители выдают болельщикам такой серьезный криминальный аванс, от болельщиков, судя по всему, так много ждут, что им не мешало бы что-нибудь выкинуть. Хуже вряд ли будет, так хоть милиционеры будут не спроста стараться, а с каким-то основанием.

Про вежливость людей в погонах позволю одну ремарку. Наши милиционеры настолько суровы, что даже когда они называют тебя «уважаемый» (откуда только взялось это нелепое обращение?), то все равно по интонации кажется – а в ней присутствует и угроза, и какая-то усталость, и еще что-то бранное,– так вот, по интонации кажется, что называют тебя не «уважаемым», а «дерьмом», причем это смягченный вариант. Месяца два назад мне не разрешили пройти по парку у администрации президента. И вот так многозначительно назвали «уважаемым».

Белорусские футболисты, игравшие по весне кубковые матчи на полях у столичного манежа, уже в курсе, что милиция интересуется и ими, творцами футбольного процесса. Конечно, такие высокие гетры – там и заточку можно пронести, и Бог знает что еще. Хотя наших людей не удивить милицейским вниманием. Мы вообще на удивление спокойно переносим покушения на свою личную свободу. Расстегнуть куртку? Не проблема. Закасать штаны – тоже легко. Если попросят кувыркнуться в грязи, кажется, и в этом случае найдутся такие, кто не станет спорить, а выполнит команду.

Зато игроки «Фиорентины» обыску от минского ОМОНа перед тренировкой наверняка удивились, как и итальянские журналисты, тоже не привыкшие к такому обращению. Конечно, можно говорить «система», «инструкции» и т.д.. Но вот интересно: а что думает исполнитель, то есть обычный омоновец или милиционер, когда занимается такой вот дуростью? Не война же. Камер наблюдения рядом нет. Перед тобой – человек в футбольных трусах и ветровке. Явно пришел заниматься спортом. Как может придти в голову такого обыскивать? Кто берет с собой кастет на футбольное поле? И вообще, не мешало бы знать – что такое «Фиорентина» или ФК «Минск», что такое Лига Европы или Кубок Беларуси. Исполнители дурацких инструкций выглядят не менее глупо, чем начальники, которые их придумывают.

И ведь милиция способна отходить от шаблонов. Летом мы приехали с женой на «Борисов-Арену». И полугодовалый сын был с нами, куда ж без него. На коляске. С коляской на арену нельзя. С ней и впрямь там делать нечего. Даже самую маленькую коляску ни между рядов не втиснешь, ни в проходе не кинешь – будет всем мешать. Но кто об этом знал. Молодые родители убеждали правоохранителей, что без коляски их сыну ну просто никак. И те сдались, сказали: «Проходите!» И даже открыли специальные ворота, потому что коляску не протащить сквозь турникет.

Но даже переступая через инструкции, миллионеры остаются верными себе. Молодую мамашу – обыскать. Коляску – тоже. Когда рассказал эту историю коллеге по Трибуне Андрею Масловскому, тот и не подумал удивляться. Однажды он видел, как на «Динамо-Юни» какого-то мальчугана (тот был с отцом) «сканировали» металлоискателем и даже проверяли его носки.

С недавних пор количество милиционеров в Беларуси стало засекреченной информацией. Однако не тайна, что «по силовикам на душу населения» мы среди мировых лидеров. Нередко приходится слышать такие высказывания, что милицейскую армию надо сокращать. Вроде, и правильно, но с другой стороны – милиционеры, особенно те, кто носит береты, внешне очень похожи на отрицательных персонажей криминальной хроники, что крутят по ТВ. Такие же дюжие, суровые, косноязычно-немногословные. Пока они при деле, пока они ловят – вроде бы порядок. А повернись по-другому, не исключено, что их самих придется ловить.

Вот ситуация, которую я наблюдал, когда репортерствовал в «Народной газете». Набился с милицейским патрулем в ночное дежурство. Ходили по Малиновке. Ближе к часу ночи появилась работенка – по рации передали, что жильцам дома по улице Громова мешает спать загулявшаяся компания. Пришли. Сначала – строго, и вдруг – приветствия, улыбки. Коллега-милиционер в отпуске, отдыхает товарищ.

Хотя, если подумать, что тут удивляться. Милиционеры – это же не пришельцы, а такие же белорусы, как болельщики, врачи и т.д. Белорусы, мечтающие о зарплате выше средней, льготной очереди на жилье и повышенной пенсии. И милиционеры не просто мечтают, а продвинулись в этих вопросах дальше многих, и их ревностность и усердие – они и отсюда в том числе.

Или все не так, уважаемые?

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)