В мире
Элен Сциолино, The New York Times — перевод ”Инопресса”

Французы посвятили бондиане конференцию

Джеймс Бонд, кажется, никогда не любил французов, зато французы определенно любят Джеймса Бонда. Британский тайный агент ездил на британских машинах, носил костюмы Savile Row и Brioni, сверкал швейцарскими часами и заказывал русскую икру и норвежский мед.

Однако говорит он по-французски — по крайней мере в романе 1953 года "Казино Рояль". Он на дух не переносит английский чай. Он настаивает, чтобы его турнедо "Богарне" был с сыринкой, а водка-мартини сопровождалось французским аперитивом Lillet. Как было замечено, он пользуется французской зажигалкой и французскими запонками (S.T.Dupont), и в огромном количестве поглощает французский коньяк (Bollinger). У него бывали романы со всеми любимыми французскими актрисами, в числе которых Софи Марсо.

В течение трех дней на этой неделе французские и иностранные исследователи будут собираться на конференции, спонсированной частично Национальной библиотекой Франции и Университетом Версаля, чтобы всесторонне исследовать, провести психоанализ, подвергнуть критике и удостоить всяческих почестей элегантного героя Яна Флеминга.

Конференция, названная "Джеймс Бонд (2)007: Культурная история и эстетические каноны саги", первый во Франции научный коллоквиум, посвященный Джеймсу Бонду, занимается "социоантропологией бондианской вселенной".

"Джеймс Бонд представляет собой поразительный культурный феномен, который преодолевает барьеры национальности и политики, — говорит историк Национальной библиотеки Винсент Шениль, который помогал в организации конференции, начавшейся в четверг. — Он очень человечен. Его недостатки узнаваемы".

Юбер Бонэн, специалист по экономической истории из Бордо, который говорил о "бедствии капиталистического заговора и злоупотребления силой", имеет другое объяснение: "У нас во Франции существует миф спасителя, который воплощался в облике Бонапарта, Де Голля, — говорит он. — Здесь мы тоже видим "героя, ниспосланного провидением". Джеймс Бонд — очень убедительная фигура для Франции".

Эта конференция стала прорывом для французского академического общества. Умберто Эко, Кингсли Эмис и Филипп Ларкин писали очень серьезные работы о Бонде, но французская интеллигенция долго шла к тому, чтобы заняться международной поп-культурой.

Говоривший по-французски Флеминг, чьи романы о Бонде были много десятилетий назад переведены на французский, никогда не считался высококлассным писателем. Французские киноведы концентрируются на "элитарных" режиссерах, таких как Трюффо и Хичкок. К фильмам о Бонде относились как к сугубо коммерческим проектам, которые, будучи сняты разными режиссерами, не обладают ни художественной ценностью, ни тематическим единством.

"Эта конференция революционна, — говорит Люк Шанкленд, преподаватель отделения культурологии и СМИ в Сорбонне, который пишет докторскую диссертацию по Бонду и британскому культурному самосознанию. — Привнести этот артефакт популярной культуры в высоколобую среду Национальной библиотеки — это своего рода провокация. В интеллектуальных кругах считалось табу говорить, что тебе нравится Джеймс Бонд".

Однако на политическом и общественном уровне французы ценили Джеймса Бонда. Шон Коннери, который женат на французской художнице и снялся в семи фильмах о Бонде, является кавалером Французского почетного легиона и командором искусств и изящной словесности. По французскому телевидению часто показывают фильмы о Бонде. В прошлом месяце 7,1 млн зрителей посмотрели "Целого мира мало" по ведущему французскому каналу TF1. Фан-клуб Бонда издает журнал под названием Le Bond и организует поездки на места действия книг и фильмов.

Еще в 1973 году Жан-Поль Бельмондо спародировал Бонда в фильме "Великолепный" Филиппе де Брока.

Картину "Казино Рояль", премьера которой состоялась в ноябре, увидели более трех миллионов человек во Франции. Девушку Бонда играет Ева Грин — в реальной жизни наполовину француженка. Во французских журналах печатались подробные рассказы о ее воспитании во Франции, любимых парижских ресторанах и бутиках и о ее любви к матери, известной французской актрисе Марлен Жобер.

Волны от фильма расходятся далеко. В одном эпизоде Бонд подробно озвучивает свой заказ мартини — три части джина Gordon, одна часть водки, полмеры Lillet. Все это взболтать со льдом и подать с тонким ломтиком лимона. Этот рецепт из романа Флеминга заставил вспомнить малоизвестный французский аперитив, который производится близ Бордо с 1872 года.

"Мы небольшая компания, и наши дистрибьюторы обычно говорили нам: "Lillet? Это старо", — говорит Брюно Бори, глава Lillet. — Фильм придал этой марке новый импульс. Это изменило наше место на карте".

В прошлом месяце французская компания по продаже аксессуаров S.T.Dupont представила два "портфеля соблазнителя" в стиле Джеймса Бонда. В "мини-портфель соблазнителя" стоимостью 3880 долларов входит бутылка шампанского собственного производства S.T.Dupont, два бокала, зажигалка Dupont и металлическая табличка для двери комнаты отела "Не беспокоить". Модель делюкс за 25800 долларов представляет собой чемодан из буйволовой кожи с приборами для икры, ведерком для льда, MP3-плеером, вазой "Баккара" и свечами.

На парижской конференции выступающие поражали воображение публики подробностями. Некоторые сожалели, что фильм "Казино Рояль" не был снят во Франции, где происходят события одноименной книги.

Что касается его кулинарных вкусов, то Бонд — "никудышный знаток вина", сказала Клэр Диксо, исследователь из Европейского центра аудиовизуальных исследований. Он ни разу не заказал "меню по гастрономическим правилам", — говорит она. "Как в своей работе, так и за столом Бонд постоянно находится в поисках истины".

Среди других тем конференции были "Швейцария как финансовый рай в произведениях о Бонде", "Геополитика Джеймса Бонда", "Эволюция женского образа в произведениях о Джеймсе Бонде" и "Метаморфозы и постоянство личности Бонда".

Некоторых поклонников Бонда излишняя серьезность ученых развеселила.

"Поразительна склонность некоторых людей настолько серьезно говорить о многих вещах, — говорит сценарист французской пародии на фильмы о Бонде "ОСС 117. Каирское гнездо шпионов" Жан Франсуа Гален. — В своем фильме мы высмеиваем колониальное снисходительное восприятие мира во Франции. Мы смеемся над фильмами о Бонде. Но я думаю, при желании, можно ко всему отнестись серьезно".

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)