Экономика
Сергей Аверьянов

Формально Беларусь подпадает под штрафные санкции «Газпрома»

В 2009 году Беларусь снизила объемы закупки российского газа на 16,4%. Энергосбережение - это, безусловно, хорошо. Да вот только в итоге объемы закупленного газа составили на 20% меньше, чем было запланировано контрактом с «Газпромом». А без штрафных санкций страна может недобрать только 10%. Так что формально у российского концерна есть повод предъявить претензии.

Официальные цифры — Беларусь сократила импорт газа в 2009 году на 16,4% по сравнению с 2008 годом (до 17,6 млрд куб.м), передает www.interfax.by со ссылкой на Белстат. Таким образом, баланс поставок газа недовыполнен на 18,1%, или на 3,9 млрд куб.м.

Эти данные подтверждает и ежеквартальная отчетность «Газпрома», опубликованная в понедельник, 15 февраля. Согласно контракту между «Газпромом» и «Белтрансгазом», штрафные санкции за недобор газа должны выплачиваться в случае нарушения границы take or pay в 90% законтрактованного объема, анализирует ситуацию «Коммерсантъ».

Издание отмечает, что у России появился новый инструмент давления на Беларусь.

В «Газпроме» «Коммерсанту» отказались комментировать ситуацию. Один из менеджеров пояснил, что накануне выплаты последнего транша (625 млн. долларов) за 12,5% акций «Белтрансгаза» «совершенно нет смысла обострять отношения с Минском».

«Газпром» планирует перечислить деньги в феврале. Как отмечают в концерне, после этого российская монополия консолидирует 50% акций «Белтрансгаза» и сможет претендовать на более весомое участие в управлении компанией. Пока у «Газпрома» возникают трудности с проведением решений через совет директоров «Белтрансгаза».

Судя по всему, пока «Газпром» предъявлять претензии не собирается. Ключевым здесь может быть слово «пока». Ведь Минску и Москве предстоят непростые переговоры по энергоносителям.

Как стало известно накануне, Беларусь направила в Таможенный союз претензию к России по поводу взимания вывозной пошлины на нефть. «Это наша фундаментальная претензия», - подчеркнул заместитель министра иностранных дел нашей страны Андрей Евдоченко.

Есть у белорусской стороны еще как минимум одна претензия - Беларусь выступает против монополии «Газпрома». «Монополия предполагает особые условия поставок. Там, где нет конкуренции, могут быть разные нарушения. Мы хотим устранить первопричину этих проблем», – пояснил Евдоченко.

Понятно, что белорусская сторона будет использовать все аргументы для того, чтобы снизить бремя энергетического давления. И вот тут задолженность за недобранный газ может стать дополнительным козырем в руках российской стороны.

Впрочем, многие эксперты считают, что до штрафных санкций дело не дойдет. Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук пояснил «Салiдарнасцi», что основной интерес «Газпрома» сейчас именно «Белтрансгаз». И вряд ли российский концерн заинтересован в том, чтобы вести эти переговоры в условиях конфликта.

К тому же по итогам 2009 года многие страны не добрали заявленные в контрактах объемы газа в связи с экономическим кризисом.

– Ни Болгарии, ни Украине «Газпром» по этому поводу претензий не предъявлял. Не предъявит и Беларуси, – полагает эксперт.

Что же касается монополии «Газпрома», то здесь Ярослав Романчук отмечает бесперспективность предъявленной Беларусью претензии.

– Конечно, белорусской стороне хотелось бы учредить некую конкуренцию в этой сфере. Но это невозможно. Это внутреннее дело РФ, и у Беларуси нет возможности влиять на ситуацию, – отметил эксперт.

– Да, ситуация со штрафными санкциями теоретически может стать лишним аргументом в руках России, – отмечает Ярослав Романчук. – Хотя у российской стороны немало и других, гораздо более весомых аргументов.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)