Общество
Алена Андреева, TUT.BY

«Если Минску нужно придать жизнь, движуху, чтобы в нем чувствовался ритм, то провинции нужно вернуть самоуважение»

«У Беларуси нет своего стиля, чтобы массово привлекать к нам туристов», -- считает Лилия Кобзик, редактор газеты «Туризм и отдых». О том, как организовывается въездной туризм в Европе и какой опыт мог бы быть нам полезен, наша гостья рассказала в студии TUT.BY.

-- Каковы предварительные итоги уходящего года по отношению к въездному туризму?

Лилия Кобзик

-- Итоги года достаточно предсказуемы. Ничего не произошло -- ни плохого, ни хорошего: с одной стороны, кризис мог преподнести неприятные сюрпризы в связи с тем, что упала платежеспособность людей, которые стали меньше ездить по миру, а с другой стороны, кризис мог бы сослужить нам и хорошую службу -- привлечь бюджетных туристов в сторону Беларуси. Этого тоже не произошло.

Можно сказать, что в отношении туризма мы остались там же, где и были: чтобы получить какой-то результат, нужно его запланировать, смоделировать и четко к нему идти, очень мощно и, возможно, даже с жертвами. Мы этого не делаем.

-- Ну как же не делаем? Мы развиваем агроусадьбы, строим гостиницы и спортивные комплексы…

-- В этих сегментах, действительно, происходит что-то хорошее. Но этого мало. Развитие агроусадеб -- это очень хорошее дело, но на въездном туризме этот сектор сказывается очень мало. Все турфирмы и операторы говорят, что это очень загадочный и странный сектор: там существует прямая цепочка "клиент - усадьба", оператор с этим никоим образом не связан, и поток посетителей никак не отслеживается. Я знаю, что поток этот небольшой: не создана у нас пока мотивация, чтобы туда пошел поток туристов.

Европейскому агротуризму очень много лет, он хорошо развит. Для того чтобы туристы поехали к нам, нужна хорошая реклама, чего мы не делаем из-за недостатка средств. Поэтому агротуризм есть, он существует, развивается на внутреннем рынке, но на развитие въездного туризма он практически не влияет.

Что касается спортивных мероприятий, то, пожалуй, самый мощный всплеск за последние годы произошел именно в этом секторе. К нам приезжают болельщики, спортивные команды, но жить им негде. В Беларуси есть хорошие отели, но все больше крупные, пяти-, четырехзвездочные. Гостиницы эконом-класса, которые ориентируются именно на такую публику, могли бы расти у нас как грибы, если бы был лояльный климат, если бы частнику было позволено инвестировать на будущее: пятизвездочная гостиница окупается достаточно быстро, а вложения в трехзвездочную гостиницу долгосрочные. Таких гостиниц, которые ориентировались бы на сегмент болельщиков и спортивных команд, катастрофически не хватает. Для того чтобы принять здесь туристов, нам нужны недорогие отели.

Мы говорим о развитии транзитного туризма, но сама его концепция, которая муссировалась долгие годы, потерпела фиаско. Беларусь -- это не проходной двор, здесь люди живут. И все так думают. Например, у Вены, Праги гораздо больше оснований называть себя транзитными городами, и там он действительно есть: мы едем в Париж через Прагу, в Рим летим через Вену. И это в полном смысле транзитные города. Но они так себя не называют, равно как и не называют себя некоторые страны странами секс-туризма.

Какие есть достоинства у Беларуси, чтобы сюда массово поехали туристы? Природа, чистота и красивые девушки. Но разве можно педалировать эти вещи?

Я сомневаюсь, что мы сможем выделить хотя бы пять причин, чтобы сделать Беларусь привлекательной для въездного туризма. Нужно глубинно проанализировать, что происходило в последние годы.

А в последние годы ситуация в Беларуси была более-менее лояльна. К нам можно было ехать, но не ехали: в этом году количество туристов, посетивших нашу страну, колеблется около ста тысяч. Выясняется, что ничего для туристов не сделано: констатация каких-то намерений была, а фактически мы никуда не продвинулись.

Например, в 90-х годах в нашу страну приезжало много поляков. Теперь же поток туристов из Польши упал, и мы перестали ездить к соседям, что я считаю противоестественным. С нашей стороны понятно: к выездному потоку у нас применяется визовый режим, который фактически перекрыл путешествие белорусов в Европу. К нам туристы не едут тоже из-за виз. Сколько бы мы ни говорили, что групповая виза дешевая, но сам факт наличия визового режима говорит о закрытости страны. Перед Европой, США открыт весь мир, туристы ездят, куда хотят, и никаких дополнительных документов для этого не нужно.

Безусловно, ледовые дворцы и другие спортивные сооружения привлекают туристов, но если бы тот, кто их строит, отменил бы еще и визовый режим, ситуация с въездным туризмом улучшилась бы в разы.

Почему бы нам не сделать туры для поляков, например, по местам Мицкевича? Почему не разработать туры, интересные россиянам и другим туристам? У нас ведь много мест, интересных европейцам, и они бы поехали.

Конечно, понемногу какие-то потоки оживают, причем оживают сами по себе, потому что мы ничего не делаем целенаправленно. Жизнь идет, и она нас двигает. Некоторые фирмы, например, она подвигла на разработку маршрута по местам Великого княжества Литовского. Мы ничего не получили от концепции развития транзитного туризма, потому что туристы не поняли, что им предлагается. А предлагалась им всего лишь обзорная экскурсия по Минску и ужин. Никакого четкого понятия о стране эти мероприятия не создают. Возможно, мы сами не имеем какого-то ясного, конкретного понятия о собственной стране, да и о нации в целом. Турист приезжает на пару дней, за которые он должен это почувствовать как песню, как мелодию, чтобы ему хотелось вернуться сюда на выходные. Для того чтобы почувствовать страну, она должна существовать, у нее должен быть какой-то стиль.

У нас же даже крупные города полумертвые: например, в Минске самые оживленные места на проспекте -- это ГУМ и ЦУМ. На проспекте нет даже гуляющих. Возможно, это наша организация: в рабочее время мы работаем, а не гуляем. Но как бы мы не выставляли это за свой козырь, туристам нужно какое-то движение, нужна жизнь. Туристы должны чувствовать город, понимать его.

-- Правда ли, что иностранные туристы очень редко выезжают за границы Минска?

-- Да, это действительно так. Есть определенные маршруты: Мир, Несвиж, Гродно. В них сохранилась старинная атмосфера, в то время как Минск выхолощен. Со временем он станет космополитичным городом, куда будут ехать фанаты и спортсмены, бизнесмены и клабберы, но воссоздать старинную, живую атмосферу мы никогда не сможем. А в Гродно и Несвиже она сохранилась.

В начале 2000 годов было развито рыцарское движение. По моему разумению, вряд ли на этом можно сделать далеко идущую анимацию, которая станет нашим коньком. Мы не можем конкурировать с Европой, которая сама по себе является готовой декорацией для рыцарства. Нам нужна своя фишка, которая будет привлекать иностранцев.

Если Минску нужно придать жизнь, движуху, чтобы в нем чувствовался ритм, то провинции нужно вернуть самоуважение. Кирпичный домик с подсолнухами, сделанными из пластиковой бутылки, - это не стиль, и никакого иностранца мы не обманем. Я думаю, нужно вернуть "шляхетны дух" небольших местечек и городов.

Справедливости ради нужно сказать, что инфраструктура в провинции развивается: в областных городах есть хорошие трех-, четырехзвездочные частные отели. В Минске нужно строить цепочные стандартные отели типа тех, что есть в Прибалтике. Но и частникам тоже нужно дать возможность развиваться, вести реконструкцию зданий и городов в соответствующем стиле, выстраивать соответствующую развлекательную инфраструктуру.

У нас есть классические усадьбы, и надо отдать должное Ассоциации агротуризма, представители которой возят желающих в Европу и показывают, как нужно организовывать бизнес. Но даже на самой хорошей агроусадьбе человек не может пробыть больше трех дней - ему нужно куда-то выходить, где-то развлекаться. В Европе при каждой усадьбе или маленькой сельской гостинице есть корчма, небольшой ресторанчик, куда приходят развлекаться не только гости, но и местное население. Человек дохнет от тоски вечером на курорте, если ему некуда выйти развлечься.

На Востоке придумали анимацию и для детей, и для взрослых, которая прекрасно работала бы и у нас. Нужно использовать зарубежный опыт и создавать инфраструктуру развлечений и у нас. Пока мы не оформили свой стиль, уют, понятие о своей стране, развития туризма не будет.

-- Особым толчком для развития въездного туризма может стать чемпионат мира по хоккею в 2014 году. Насколько велика его роль? Реально ли она оценена?

-- Я думаю, роль чемпионата очень велика. Я пока не слышала оценки аналитиков, сколько туристов мы сможем принять, но это зависит еще и от того, что мы сможем предложить. Ясно, что отелей мало, но они будут построены, они придут сами. Как только приходят отели, приходит и клиентура.

-- То есть эти тридцать отелей, которые будут построены к 2014 году, приведут сюда и дополнительных посетителей?

-- Конечно. Привлечет и само событие, но клиенты появятся еще и до него самого.

Хотя туроператоры не делают большую ставку на 2014 год - есть события и крупнее и более значимые. Одно событие может и не прозвучать, нужно подготовиться к нему: поработать с визами, рекламой, со стилем. Время у нас есть, и нужно им пользоваться.

У нас сейчас уменьшился поток туристов, но возросло количество бизнесменов, приезжающих в Беларусь по делам. И если раньше иностранные туроператоры не работали с белорусским направлением, то сейчас, во время кризиса, они повернулись к нам лицом. Появляется все больше иностранцев, которые интересуются Беларусью, и это тоже нужно использовать. Но для этого нужно, чтобы бизнес и управленцы работали вместе. У нас же вся работа делается разрозненно, каждый работает сам по себе.

Мы отстаем от всего мира: например, мода на спа уже прошла, а мы только планируем открыть у себя что-то подобное через несколько лет. Нужно не бояться экспериментировать, а прыгать в поезд под названием "въездной туризм".

-- Что необходимо сделать белорусским хотельерам, владельцам агроусадеб, чтобы хоть как-то изменить ситуацию с привлечением иностранных туристов?

-- Нужно начать, прежде всего, сверху, дать возможность бизнесу развиваться.

Например, можно начать с виз. С отменой визового режима появилось бы много турфирм, которые рассчитывают на поток туристов из ближнего зарубежья.

Кроме того, многое зависит от разворотливости и развитости бизнеса. Я знаю, что есть бизнесмены, которые хотели бы строить небольшие гостиницы, агроусадьбы, и нужно дать возможность им работать и развивать это направление.

Многое зависит и от местной администрации, которая должна чувствовать и понимать дух провинции, дать возможность частному бизнесу развивать определенные сегменты, работать по конкретным туристическим направлениям. Не нужно сразу стремиться объять необъятное, нужно развиваться постепенно, маленькими шажками.

У нас к иностранцам относятся как к дойной корове: доводятся показатели, сколько прибыли нужно с них получить. Но нужно помнить, что для того, чтобы что-то получить с туриста, ему сначала нужно что-то дать: определенный сервис, уровень комфорта, какие-то услуги. Туристы сами будут тратить деньги, если у них будут для этого посылы, но изначально нельзя подходить к ним как к мешку денег.

Кроме того, иностранцы очень чувствуют нашу настороженность, видят наши глаза и отношение к ним. И многие именно из-за такого настороженного отношения, некоторого напряжения не возвращаются к нам.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)