Кино
Борис Иванов, Film.ru

Эскобар

В прокате – заставляющий задуматься о вопросах власти и политики байопик о легендарном колумбийском наркобароне Пабло Эскобаре.

В начале 1980-х популярная колумбийская телеведущая Вирхиния Вальехо (Пенелопа Крус) знакомится с наркоторговцем Пабло Эскобаром (Хавьер Бардем). Преступник впечатляет журналистку тем, что тратится на расчистку трущоб и строительство домов для бедняков.

Вскоре они становятся любовниками, и Вальехо вблизи наблюдает за тем, как Эскобар создает наркокартель, пытается подмять под себя власть в Колумбии и сражается с местными военными и с их американскими спонсорами и советниками.

Англоязычная испанская криминальная драма Фернандо Леона де Араноа в России и Беларуси получила новое название – «Эскобар» вместо Loving Pablo («Любить Пабло» – сокращение от заглавия книги Вальехо «Любить Пабло, ненавидеть Эскобара»).

Это легко записать в длинный перечень «преступлений» российских переводчиков против иностранных художественных замыслов. Однако в данном случае прокатчики поступили по-конфуциански. Они «исправили имя», не передававшее суть картины и дезинформировавшее зрителей.

В самом деле, по западному названию ленты и по ее постеру можно решить, что это любовная история двух примечательных личностей – легендарного наркодельца и прославленной колумбийской тележурналистки, известной не только тем, что она несколько лет спала с Эскобаром и написала об этом книгу.

Но те, кто придут в кино ради перипетий страсти и ради тщательной психологической проработки отношений красавицы и чудовища, наверняка разочаруются.

Да, в «Эскобаре» есть совместные сцены Пабло и Вирхинии и есть кое-какое развитие их отношений. Но это банальная жанровая проформа.

Сперва герой осыпает героиню подарками, и ей это нравится. Потом она понимает, что он не уйдет от жены и детей, и ее это расстраивает. А затем его криминальная карьера начинает угрожать ее жизни, и героиня осознает, что попала в ловушку, из которой есть лишь один выход – сотрудничество с властями.

Вот и вся любовь, причем поданная так, что ни Вирхиния, ни Пабло не вызывают сочувствия. Ясно, что ее притягивают власть и богатство, а его – гламурная красота. Из этой истории можно было бы выжать куда больше, но де Араноа это, очевидно, было не интересно.

Вместо того чтобы отображать сложные движения души и разбираться в притяжении и отталкивании между журналисткой и наркобароном, режиссер в основном использует Вальехо как закадровую рассказчицу, которая помогает зрителям разобраться в истории Эскобара.

Поэтому название «Эскобар» подходит фильму лучше, чем «Любить Пабло». Это не криминально-романтическое кино, а криминальный байопик, в котором любовная линия второстепенна в сравнении с изображением противостояния героя с местными и американскими властями.

В «Эскобаре» заглавный герой предстает возгордившимся Икаром, который слишком близко подлетел к солнцу. Используя свои колоссальные доходы, Эскобар становится публичным политиком и пытается изменить законы.

Возможно, ему бы это удалось, если бы речь шла лишь о Колумбии. Но Эскобар вмешивается во «внутренние дела США во всем мире», когда покушается на американское право судить иностранных преступников, замешанных в криминале на американской территории.

Наркобарон старается добиться отмены закона об экстрадиции колумбийцев в США – и получает зарубежных врагов, которых не может ни купить, ни запугать. В дополнение к тем, кто ненавидит его в Колумбии и кто жаждет отомстить Эскобару или присвоить его кокаиновый бизнес.

В результате «хозяин жизни» постепенно превращается в затравленного зверя, нелепого в своей все более бессильной злобе. Он убивает, он занимается махинациями, он подкупает, но лишь оттягивает неизбежное.

Хотя в процессе рождаются эксцентричные комбинации вроде специально построенной комфортабельной тюрьмы, из которой Эскобар свободно продолжал руководить картелем.

Это любопытная интерпретация реальных событий, и она особенно интересна в России, поскольку затрагивает актуальные для россиян темы коррупции и суверенности нации (Эскобар рядится в тогу патриота и борется за независимость Колумбии от США).

Хотя в художественном плане «Эскобар» – не более чем вариация на тему «Лица со шрамом», опора на факты, политические интриги и колорит Колумбии делает картину примечательным самостоятельным полотном, которое поучительно для всех, кто надеется править с помощью страха.

Отметим и мощную игру Хавьера Бардема, очень убедительного в роли хитрого, страстного и комично тучного преступника, который то пугает, то смешит, то старается очаровать. К сожалению, о Крус в фильме можно лишь сказать, что она выглядит как звезда с обложки.

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)