Общество

Ия Озерная

Еще три печальных примера из России, которые Беларусь уже видела

Продолжаем с горечью наблюдать за реакцией российских властей на протестную волну в Москве.

После разгона людей в районе Трубной площади в Москве, 3 августа. Фото Влад Дошкин, Новая газета

Предыдущие пять примеров читайте здесь.

Конвейер судов после мирных акций, в том числе по абсурдным поводам

Минск. Особенно ярко и показательно это было после президентских выборов-2010, когда отсидели сроками от пары суток до нескольких лет как простые мирные участники акций протеста, так и политические активисты и кандидаты в президенты.

Полнейший сюр – после «молчаливых» сред в 2011-м, где на судебную скамью попадали ребята из соседних дворов. Или же в Гродно был оштрафован мужчина без руки, который «хлопал в ладоши».

Москва. Вторую неделю продолжаются суды над участниками акций протеста 27 июля и 3 августа. Их обвиняют в массовых беспорядках. К примеру, перед судьей предстал менеджер Сергей Абаничев. Обвиняемый сказал, что 27 июля оказался не в том месте и не в то время: на Пушкинскую приехал, чтобы сдать в ремонт обувь, увидев скопление людей, решил подойти из любопытства. Тем не менее, судья отправила москвича в спецприемник.

Баттл внутри гражданского общества: выходить или не выходить

Минск. Особенно чувствуется последние 5 лет.

Одна из причин в том, что некоторые лидеры оппозиции, которые призывают «неполитических» в самые «запретные» (имеется в виду со стороны властей, к примеру, Октябрьская площадь) точки столицы, чаще всего превентивно задерживаются. Под раздачу попадают простые неравнодушные, откликнувшиеся на призыв. Так, к примеру, было в День Воли-2017.

Еще одна – обвинения в расколе, одни зовут в одно место – санкционированное властями, другие – предлагают идти по более заметному, но несанкционированному маршруту. Так было, к примеру, в День Воли-2018.        

Москва. Выходить и нет? И если да, то куда? Всё буквально то же самое – но уже в реакции лидеров мнений Рунета. Режиссер Константин Богомолов против обозревателя Артемия Троицкого, и так далее и по списку. С показательной колонкой Дмитрия Быкова: «Выходят лучшие из лучших, но смотри, куда они идут?».

Памятки от правозащитников и СМИ

Беларусь. Все, что нужно знать участникам мирных акций протеста – если задержали, отправили на сутки и т.д. – давно публикует правозащитный центр «Вясна». Но последние годы серьезно подключились и медиа. Вот только некоторые названия обстоятельных статей: «Что делать, если твоих близких задержали»;  «Если к вам пришли»; «Как свидетель становится подозреваемым и сколько могут держать в СИЗО до суда».

Россия. Показательное окончание большого репортажа Новой газеты после акции протеста 3 августа: «Правозащита Открытки» опубликовала опросные листы, которые задержанным выдают в ОВД, — в них, в частности, спрашивается про «родственные связи» и «среду общения» — организация напоминает, что задержанные вправе отказаться заполнять такую бумагу, сославшись на 51-ю статью Конституции».

«Салiдарнасць» поясняет, эта статья гласит: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

В Беларуси, напоминаем, в Конституции это статья 27: «Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы».