Эксперт: Отрицательно торговое сальдо выдумали макроэкономисты, и проблемы с ним решаются просто

«Планы белорусского правительства по поводу роста экспорта малореализуемы в существующих условиях», — считает Ярослав Романчук, экономист, руководитель центра Мизеса. О том, может ли измениться внешнеторговая ситуация в Беларуси и как нужно работать с рынками сбыта, наш гость рассказал в студии TUT.BY.

Рост экспорта в следующем году планируется на 27%. Судя по тому, как выполнялись прогнозные показатели в этом году, сможем ли мы выйти на такой рост?

В нашем правительстве работает много сказочников, которые оперируют не цифрами, а благими пожеланиями и намерениями, которые исходят из логики моделирования того, что вдруг каким-то магическим образом наш экспорт и импорт увеличатся на космические цифры. За последние десять лет наше правительство никогда не планировало рост экспорта выше 15%, даже в периоды, когда все было очень хорошо.

Когда обсуждался бюджет, мне в руки попал доклад Министерства экономики, в котором были проанализированы возможные риски 2010 года во внешней торговле. В условиях, которые сейчас складываются в мире и в Беларуси в частности, могут быть угрозы, связанные с тем, что основные конкуренты в модернизации своего производства опередили наши предприятия, провели модернизацию своих производств, избавились от излишних затрат и кадрового баланса. Россия, Украина, Польша в кризис вступили раньше, адаптировали свое производство и сделали его более конкурентоспособным: снизили себестоимость продукции, перешли на производство более современных моделей. У нас же балласт остался, старое производство таким и осталось, и мы его поддерживаем за счет внешних кредитов. Поэтому ожидать резкого прорыва отечественных производителей на зарубежных рынках вряд ли возможно, и это реальная оценка Министерства экономики.

Планы, которые мы ставили на этот год, не выполнены: в этом году наши власти планировали сократить отрицательное сальдо торгового баланса до полутора миллиардов долларов, но за десять месяцев оно составило почти пять с половиной миллиардов долларов. Прогнозы на следующий год абсолютно космические, высосаны из пальца, а поскольку экспорт и импорт у нас являются локомотивом экономического роста, можно сказать, что темпы роста ВВП в 2010 году в 11-13% также являются нереальными.

На мой взгляд, мы только вступаем в кризис. Если правительство считает, что кризис временный, продлится полтора-два года, и нужно просто отсидеться, переждать, получить кредиты, а потом каким-то образом начать рост экспорта тех же товаров, то такая точка зрения лишена фактических оснований.

Что будет происходить с ценами на нефть и калийные удобрения в следующем году?

Согласно анализу Министерства экономики, цены на калийные удобрения будут если не на уровне этого года, то даже ниже: главные покупатели - Китай, Индия - уже закупили калийные удобрения, поэтому едва ли стоит ожидать, что цены на них можно будет поднять.

Мы попали в ситуацию, когда для нас сырая нефть растет в цене быстрее, чем растут цены на экспортные нефтепродукты. Получается, что мы больше тратим на покупку сырой нефти, чем получаем выручки от продажи нефтепродуктов. Господин Сечин заявил, что в 2010 году Беларусь получит максимум шесть миллионов тонн нефти беспошлинно, но зарабатывать на продаже переработанной сырой нефти мы не будем. Я думаю, эта сделка будет совершена в свете того, что в будущем году "Нафтан" и "Полимир" поменяют собственника, и покупателем, возможно, станет одна из структур господина Сечина. Надежда на то, что этот нефтяной "мотор" нас вытащит, может быть неоправданна. Если прибавить к этому то, что цена газа для нас в следующем году будет выше, чем в этом, то надеяться, что газ нам поможет, нельзя.

Что же тогда нам поможет?

Нам поможет здравый смысл и высвобождение того потенциала, который есть у нашей экономики. К сожалению, краткосрочного и быстрого решения этой проблемы нет. Получается, что есть политический заказ по выполнению плана третьей пятилетки, но цели совершенно нереальные, не основанные на здравых расчетах.

Продукция, которую производит белорусская промышленность сейчас, не позволит нам увеличить экспорт: после кризиса наши устаревшие товары не будут нужны никому. Нам необходимо современное лицензионное производство, современные технологии. Более того, нам нужно расширить рынки, на которых мы торгуем без пошлин, без тарифных и нетарифных ограничений.

В условиях кризиса покупательская способность потребителей снизилась, люди предпочитают покупать вещи "на вырост". И перспективные предприятия, перспективные компании думают на будущее, а не на то, чтобы поддерживать то, что есть сейчас. В Беларуси 45% мощностей простаивает, это мертвый капитал, который нужно ликвидировать, попробовать продать малому бизнесу за символическую плату, и пусть эти люди своими идеями пытаются что-то с ним сделать. Наши власти полагают, что экспорт вырастет, импорт уменьшится, будет сбалансирован валютный рынок, но за счет чего? Даже если страна буде участником Евросоюза или Восточного партнерства, но не будет производить качественный товар, никто в европейский магазин его не возьмет.

Может ли в принципе быть решена проблема отрицательного сальдо в нашей стране?

Отрицательно торговое сальдо выдумали макроэкономисты, и проблемы с ним решаются просто. Если есть свободная торговля, если есть свободный валютный рынок, товарный рынок всегда будет сбалансирован. Нам не нужно надрываться и стремиться выйти в плюс, но необходимо освободить товарные потоки и валютный рынок, чтобы он вошел в рыночное равновесие.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)