Экс-следователь: «Государству отобрать имущество у подозреваемого не так-то просто, но есть одно «но»
У белорусских властей появился новый вид давления на политических активистов — задержание родственников и угроза отобрать недвижимость. «Салiдарнасць» попросила эксперта дать этому «тренду» правовую оценку.
— Задержания родственников лидеров оппозиции — это один из способов давления на данных политиков. Насколько это законно — вопрос риторический. С учетом того, что у силовиков есть карт-бланш на массовые репрессии и повсеместное насилие, такое удивления не вызывает, — отметил в экспресс-комментарии «Салідарнасці» экс-следователь Илья Рокач.
А вот относительно наложения ареста на чье-либо имущество, уточняет собеседник, в нашем законодательстве есть совершенно четкие руководства.
— Что касается угроз отбирания различных активов и наложения ареста на имущество, то сразу скажу: государству отобрать имущество и забрать его в свою собственность у подозреваемого или обвиняемого не так-то просто.
Есть ст. 132 УПК РБ, которая регламентирует порядок и основания ареста на имущество. Согласно ей, арест на имущество, находящееся в собственности других лиц, налагается на время предварительного расследования и (или) судебного разбирательства. А судьба арестованного имущества решается после вынесения судебного решения по уголовному делу и его вступления в законную силу.
Отдельно отмечу, что МВД/СК/КГБ имеет право с санкции прокурора или его заместителя наложить арест на имущество, находящееся в собственности других лиц (читай: родственников подозреваемого/обвиняемого), для проверки его фактической принадлежности, источников происхождения и законности отчуждения.
Но только если есть достаточные основания полагать, что это имущество было отчуждено подозреваемым/обвиняемым в целях сокрытия принадлежности или источников происхождения такого имущества либо для финансирования террористической деятельности, терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма) и пр.
В случае, если данная информация не подтверждается, постановление о наложении ареста на имущество подлежит отмене.
Согласно той же ст. 132 УПК, арест на имущество, налагаемый в целях обеспечения возмещения ущерба (вреда), причиненного преступлением, взыскания дохода, полученного преступным путем, гражданского иска, других имущественных взысканий, не может быть наложен на имущество, указанное в приложении к УПК. Имеется в виду, например, жилой дом, квартира или отдельные их части, если лицо, на имущество которого налагается арест, и его семья постоянно в них проживают и т.д.
Полагаю, что заявления об отобрании имущества скорее носят голословный характер и указывают на возможные в будущем действия. Не исключено, что их решат «подкрепить» изменениями в уголовное законодательство.
Вспомните, как недавно муссировалась инициатива о внесении изменений в УК о «заочных» приговорах граждан Беларуси, находящихся за границей. Точно так может быть решена и судьба арестованного имущества, — не исключает собеседник.
Читайте еще
Избранное