«Единый курс может быть на уровне девяти тысяч рублей за доллар»

Бывший председатель правления Национального банка Станислав Богданкевич так прокомментировал решение правительства вернуться к единой сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ): «Установление единого обменного курса валют снизит инфляционные и девальвационные ожидания».

Об объединении основной и дополнительной сессий на БВФБ 20 октября сообщил в минувшую пятницу белорусским телеканалам вице-премьер правительства Сергей Румас.

На единой торговой сессии — так же, как сейчас на дополнительной — будет гибкое курсообразование, в зависимости от спроса и предложения. Та волатильность, которая есть сегодня на допсессии, говорит о том, что правительство и Нацбанк дают курсу нащупать то равновесное значение, при котором спрос и предложение будут равны, чтобы экспортерам было интересно продавать валюту, а импортерам — покупать. Так же и население: чтобы валютные кассы банков и обменные пункты работали на обороте. То есть ни в коей мере сегодня государство не будет административно вмешиваться в курсообразование, устанавливая курс на каком-то уровне административно, — заявил Румас.

По мнению Богданкевича, дополнительную сессию вообще не стоило вводить: "Не надо было формировать два курса и таким образом создавать возможность для мошенничества и спекуляций. Нужен единый курс — это будет информация для бизнеса и населения, что у нас, наконец-то, что-то реально делается на валютном рынке. Все будут видеть спрос и предложение, это снизит инфляционные и девальвационные ожидания".

По прогнозам эксперта, единый курс, установленный 20 октября, "может быть не очень приемлемым для экономики" — на уровне 9 тысяч рублей за доллар.

— Но постепенно он может снизиться — уже хотя бы за счет того, что будет единым. Не думаю, что нужно так бояться колебаний курса, они будут временными, — сказал Богданкевич.

Что касается обещаний правительства не вмешиваться в процесс курсообразования, то, как отмечает экс-глава Нацбанка, государство может и даже должно определенным образом регулировать этот процесс.

— Почему бы правительству не управлять этим процессом, если у нас основная экспортная выручка идет по линии предприятий госсобственности? Я не осуждаю правительство за то, что оно кому-то из госпредприятий рекомендует продать валюты больше, кому-то — меньше. Главное не вводить администрирование, не вмешиваться в сам процесс курсообразования. Нужно исходить из понимания того, что цена товара — в данном случае доллара, евро — определятся рынком, — подчеркнул Богданкевич.

Кроме того, отметил он, параллельно с мерами по оздоровлению валютного рынка необходимо проводить политику оздоровления экономики в целом.

Дополнительные торги на БВФБ были введены 14 сентября с целью определения рыночного обменного курса и выхода на единый равновесный курс белорусского рубля.

За первый месяц работы допсессии разница между курсами доллара выросла с 3245 до 3285 рублей. Первая допсессия состоялась 14 сентября, тогда курс доллара был зафиксирован на отметке 8600 рублей. На основной сессии в этот день котировка американской валюты составила 5355 рублей. В относительном выражении разница между курсами была равна 60,6%. 14 октября курс доллара на допсессии составил 9.010 рублей, на основной — 5725 рублей; разница — 57,4%.

Как считает заместитель председателя правления Нацбанка Тарас Надольный, в колебаниях курса "ничего страшного нет".

— Курс доллара сегодня отклонился от значения 14 сентября на 4% с небольшим, — сказал Надольный 15 октября в комментарии телеканалу СТВ. — Это нормальные колебания. Для мирового рынка резервных валют тоже характерны колебания: они доходят до 10-12%, иногда — до 15%. Поэтому ничего здесь страшного нет. С такой же уверенностью курс может развернуться и обратно.

После объединения основной и дополнительной сессий возникнет дополнительное предложение на рынке, продиктованное экспортерами, "которые пока придерживают валюту", добавил Надольный.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)