Общество
Анастасия Зеленкова, фото автора, «Белорусских новостей» и photo.bymedia.net

Дудутки: музей с самогоном (фоторепортаж)

8 октября музей «Дудутки» отмечает свое 15-летие. Побывав там накануне праздничной даты, корреспондент «Салідарнасці» узнала, как соблюдать эротические традиции пития, за что ишак Вжик недолюбливает Элеонору Езерскую и почему местные Кикиморы расходятся на «ура».

Убойный самогон

— Думаем, начать нашу экскурсию следует с дегустации самогона, — с ходу порадовали меня работники музея.

Отпираться я и не думала. Тем более, легенды об отменном качестве дудутковского самогона ходят давно. Да и сам аппарат, на котором производится этот легендарный продукт, выглядел впечатляюще: огромная конструкция со множеством различных емкостей.

— Когда я показываю экскурсантам наш аппарат, то всем говорю, чтобы они поклонились вот этой бочке, — указала мой гид на одну из емкостей. — Именно она ответственна за то, чтобы наутро после дегустации не болела голова.

Откланявшись чудо-бочке, мы направились в дегустационный зал. По дороге я смогла увидеть и другие экземпляры народного самогонного творчества: тут и аппарат, переделанный из стиральной машины «Вятка», и конструкции из обычных ведер и бидонов. Их в музей после конфискации у населения заботливо доставляет милиция (лицензию на производство самогона в Беларуси имеют лишь четыре культурных объекта – «Дудутки», Национальный парк «Беловежская пуща», культурно-развлекательный комплекс «Белорусская деревня XIX века» и горнолыжный спортивный комплекс «Логойск»).

К нашему появлению в дегустационной избушке уже все было готово: на столе стояли стопки, пиалы с медом, лежали хлеб и соленые огурцы — иными словами все то, что у белорусов именуется ласковым словом «закусь».

— У нас существуют и свои традиции пития, — рассказали мне хозяева избушки. — Вначале пробует главный дегустатор, затем дает отмашку остальным. Обязательно нужно чокнуться и посмотреть в глаза друг другу — если этого не сделать, то потом целый год не будет хорошего секса.

Не отрывая глаз друг от друга, мы с удовольствием продегустировали местную самогонку и даже угостились настойкой собственного приготовления. Правда, все имеющиеся здесь десять видов напитков мы попробовать не решились, поскольку в планах были и другие объекты музея.

Раритет ценою в две бутылки водки

Следующая часть экскурсии оказалась не менее увлекательной. И дня не хватит, чтобы рассмотреть все экспонаты, собранные в музее — от старинной мебели и хозяйственной утвари до парка раритетных автомобилей.

Недавно в «Дудутках» появился свой Город мастеров. В ткацкой мастерской можно попробовать выткать ручник, в гончарной — посмотреть и поучаствовать в производстве глиняных фигурок.

— Если у вас дома будет такая фигурка Кикиморы, то ни одна «кикимора» к вашему мужу не пристанет, — рекламирует посетителям свой товар мастер.

«Кикиморы» расходятся на «ура».

Даже обыкновенное яйцо страуса, благодаря мастеру по инкрустации соломкой Анастасии Петрущенковой, тут приобретает совершенно потрясающий вид.

— Только посмотрите, какие шедевры получаются из обыкновенной соломки! — показывает работы своих коллег научный сотрудник музея Вера Солдатова. — Только в Беларуси соломоплетение приобрело такое развитие.

В недавно построенном деревянном храме можно увидеть и труды самой Веры Солдатовой: с первого взгляда даже не скажешь, что золотые царские ворота и иконостас на самом деле соломенные.

А вот гончарный цех Дудуток отлично знают даже музыканты.

— И «Песняры», и «Троіца» и многие другие приезжают к нам за музыкальными инструментами, — рассказывает мастер, демонстрируя сделанную им глиняную свистелку. — А вот этот инструмент я изготовил из всем известного борщевика Сосновского – того самого, с которым так активно борются.

Тут же, в гончарном цехе, буквально за несколько минут из-под рук другого мастера появился глиняный кувшин.

Из мастерских я возвращалась не с пустыми руками: кузнец выковал для меня подкову на счастье, гончар подарил свистульку, в производстве которой я даже сама поучаствовала, проколупывая в ней дырочку, а в пекарне напоили травяным чаем с хлебом, маслом и сыром собственного производства.

Одним из излюбленных мест посетителей музея является мельница. Еще бы, ведь желание, которое вы там загадаете, обязательно исполнится (работает на все сто — я проверяла).

Примечательно, что сама мельница — объект исторически ценный. Она была поострена еще в 1905 году и перевезена создателем Дудуток, журналистом и писателем Евгением Будинасом из деревни Березовка Гомельской — по слухам, обошлась она ему всего в две бутылки водки.

Любовь до поросячьего визга

Есть в музее и свое подворье с коровами, свиньями, страусами, домашней птицей и даже конюшней с породистыми лошадьми.

Дело в том, что изначально «Дудутки» возводились не как музей, а как подсобное хозяйство для обеспечения нужд работников частного издательства «Полифакт», владельцем которого являлся Евгений Будинас. Для того, чтобы прокормить своих сотрудников он и приобрел в 1992 году 162 гектара земли.

Вскоре возникла идея создать здесь музей под открытым небом, тем более что земли эти, как оказалось, имели историческую ценность. Когда-то ими владели представители прославленного в Беларуси рода Ельских, из которого вышли известные музыканты, скульпторы, писатели. А первое упоминание об этом месте относится к 11 веку, когда, согласно «Слову о полку Игореве», полоцкий князь Всеслав Чародей проскакал «волком до Немиги с Дудудок, узнав об осаде древнего Минска...».

Так, в октябре 1994 года возник музей. Причем задумка заключалась в том, чтобы каждый его посетитель мог не только посмотреть на то, как и чем жили наши предки, но и сам почувствовать себя гончаром, кузнецом или мельником, поучаствовать в изготовлении глиняных горшков, пробовать на вкус настоящий деревенский сыр и испеченный по традиционным рецептам хлеб.

— У нас как-то даже один генерал вызвался подоить корову, — вспоминают работники музея. — Вот так, прямо в форме, и сел под вымя. Правда, корова почему-то не захотела доиться – хорошо, если какой стакан нацедил.

Животное хозяйство музея и правда впечатляет. В конюшне — с десяток чистокровных лошадей (их начал собирать еще Евгений Будинас), имеются пони и даже ишак по имени Вжик. Последнему когда-то выпала честь катать саму Элеонору Езерскую. Животное, правда, такого доверия не оценило и без зазрения совести сбросило звезду бомонда на землю.

Есть в хозяйстве даже дикий кабан. «Дикий» он, правда, только по своему названию, а на деле ручной и добродушный попрошайка. С недавнего времени хряк обзавелся семьей, взяв себе в жены простую домашнюю хавронью. Вернее, это она сбежала к нему из своего загона. Теперь уже второй год розовая хрюшка производит на свет полосатых поросят, которые, повзрослев, становятся такими же лохматыми, как и их «дикий» папаша.

Планов у работников музея — превеликое множество: возродить старинный парк, сделать дорогу к фамильной усыпальнице Ельских. В общем, есть тут чем заняться и следующие 15 лет. Став по сути брэндом Беларуси, «Дудутки» просто вынуждены держать марку.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)