Дочь Захаренко – о показаниях Гаравского: «Он сдержал обещание»
Утром 21 сентября главной темой на сайте русской службы ВВС стал репортаж о важном прецеденте – суде в Швейцарии в связи с преступлениями, совершенными в Беларуси.
В 2021-м белорусские правозащитники из центра «Вясна» совместно с европейскими коллегами из организаций FIDH и Trial International добились возбуждения дела на бывшего бойца минского спецназа Юрия Гаравского — по мотивам его интервью DW.
Им это удалось с помощью принципа универсальной юрисдикции. Он позволяет судить виновных в тяжких злодеяниях, например, в геноциде и военных преступлениях, вне зависимости от того, где они совершены. Главное, чтобы обвиняемый находился на территории страны, где его будут судить, отмечает ВВС.
Один из самых известных судов, проведенных по экстерриториальному принципу — процесс над «архитектором Холокоста» Адольфом Эйхманом в Иерусалиме в 1961 году. Правда, того похитили израильские спецслужбы, Гаравский же явился добровольно.
Правозащитники впервые добились настоящего суда по делу о похищениях оппозиционеров в Беларуси. Адвокат истцов Северин Вальц, всю свою карьеру представлявший жертв в уголовных процессах, первый раз занимался делом о политических убийствах в Беларуси. Семьи Захаренко, Красовского и Гончара — наконец увидели, как человека судят за расправу над их родными — пусть и не суд родной страны.
Дочери Захаренко и Красовского сидели в первом ряду, за спиной Гаравского. За все время процесса он ни разу не повернулся к ним, даже когда приносил извинения.
Об этом процессе в последние дни уже писали немало, поэтому выделим лишь пару фрагментов из репортажа ВВС.
***
Судья Олаф Гумбель предпринял (тщетную) попытку разобраться в устройстве беларусских вооруженных сил. Гаравский с 1996 по 1998 служил «срочником» в воинской части 3214 внутренних войск МВД в Минске.
Швейцарский судья не понимал, почему армейское подразделение выполняет полицейские функции. «Мы спрашиваем, потому что у нас нет таких подразделений, принадлежащих МВД, — объяснял он. — и что вы там делаете?»
— Тренируемся, — коротко отвечал Гаравский.
— Пилоты учатся летать, пехота учиться стрелять, вы тренировались для чего? — начал закипать судья.
Гаравский отказался отвечать, потому что «объяснить слишком сложно».
***
Елена Захаренко, дочь первого министра МВД Беларуси, говорила, что Гаравский пообещал ей «пойти до конца и нести свою миссию» в суде по делу об исчезновении ее отца. «Конечно, он сдержал обещание», — сказала она.
«Он рассказал то, что посчитал нужным, — поделилась с ВВС своими впечатлениями от суда Валерия Красовская. — У всех создалось впечатление, что он хотел свою роль преуменьшить, может, он так и видит ее незначительной. Не мне судить, чья роль больше, чья меньше».
Рассказу бывшего бойца обе женщины верят, несмотря на изменения в его показаниях. Теперь они ждут решения суда. Судья Гумбель объявил, что приговор оглашаться устно не будет. Его пришлют сторонам почтой на следующей неделе.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное