Жизнь (не)обыкновенного белоруса
Татьяна Гусева

«До кризиса я покупала в кредит холодильник, теперь – детскую одежду»

В другой стране моя одноклассница была бы богатой и знаменитой. Пьесы Ксении Вечер-Ковалевской побеждают на международных конкурсах, звучат в престижных залах мира. Ее ученики успешно выступают за рубежом. В рамках проекта «Жизнь (не)обыкновенного белоруса» она рассказала «Салідарнасці», как выживает с двумя детьми на 1,8 млн в месяц, и почему не собирается уезжать из Беларуси.

Ксеня живет в Слуцке в трехкомнатной квартире родителей, работает почти на две ставки преподавателем в детской музыкальной школе, в одиночку воспитывает девятилетнего Филиппа и двухлетнюю Женьку, а по ночам сочиняет музыку. В прошлом году ее пьеса завоевала второе место на международном конкурсе сочинений для мандолинного оркестра в Японии.

Помню, как Ксюша собиралась в Осаку. За несколько дней до вылета она позвонила мне посоветоваться, где найти деньги на дорогу. Чиновники, к которым она обращалась – от местной вертикали до замминистра культуры – дали ей понять, что тысяча евро – это огромная сумма, и ничем помочь не могут. В итоге деньги на билеты Ксеня заняла у знакомых. Долги раздала с премии.

– Откуда в вашем произведении столько драматизма? – удивлялись японцы.

– Это белорусская музыка, – дипломатично отвечала Ксения.

Откуда японцам знать, что Ксеня писала пьесу по ночам, потому что днём всё время отнимали дети, а по утрам, чтобы никто не видел, собирала яблоки в детском саду: денег на еду не было.

Спустя год мы встретились у Ксении дома и за ужином при свечах поговорили за жизнь.

– Не могу сказать, что до кризиса у нас было изобилие, и резко у меня этого не стало, – делится хозяйка, раскладывая по тарелкам ужин – овощи и сосиски. – Но в сравнении с теперешним положением, я понимаю, что тогда было гораздо легче жить. За неделю до получки деньги заканчиваются. Сейчас мы не можем покупать с зарплаты одежду. Ее хватает только на еду. Ладно, я могу старое что-то одевать, потому что мой размер не меняется. (Смеется). А дети быстро вырастают из вещей. Сейчас вот Филипп поехал в санаторий, и я купила зимнюю куртку ему и комбинезон Женьке. Мы еще посмеялись с продавщицей, мол, раньше я покупала в кредит диван и холодильник, а теперь – детскую одежду. Сама я одеваюсь в секонде. У меня там даже дисконтная карта есть. Только нижнее белье и колготки-носки покупаю в магазине. Спасибо родителям – помогают оплачивать коммунальные платежи.

– Ваш рацион изменился из-за кризиса? Что из продуктов стало роскошью?

– Курицу я покупаю дважды в месяц, стараемся растянуть ее на дольше. О другом мясе речь не идет. До кризиса курятину мы могли кушать каждый день. Недорого обходятся карпы. Последний раз за трех рыбок средних размеров мы заплатили 19 000 рублей. Ещё я стала больше печь. Покупаю лидские полуфабрикаты. За три тысячи можно испечь целую гору плюшек. Гречку и рис берем, чтобы не все время картошку есть. Яйца у нас в холодильнике всегда: дети их любят. Вот фрукты в последнее время редко покупаем – дорого. Хурму люблю, но когда одна штучка завесила на 8 тысяч – поняла, что на эти деньги лучше купить молока и хлеба. Хотя бы раз в неделю стараюсь купить банан и несколько мандаринов детям. Раньше кофе итальянский пила. Теперь в баночке «Лаваццы» хранится «Жокей».

Я неприхотлива и могу очень скромно питаться. Вспоминаю своё детство. Мы жили скромно, но я никогда не чувствовала себя ущербной из-за этого. Меня не тяготило, что я ем картошку с огурцом, а не с котлетой. У меня были другие ценности. Но как мама я хочу, чтобы мои дети хорошо питались, занимались языками и музыкой, развивались. В это тоже нужно вкладывать и деньги, и силы.

– Поэтому ты вынуждена брать кредит под огромные проценты?

– Я беру кредит, чтобы раздать долги. Осенью ездила в Германию на мастер-классы для композиторов. Прошла отборочный тур, и занятия для меня были бесплатными, но на проживание и дорогу нужны были деньги. Пришлось брать в долг. Кроме того, я занимаюсь с репетитором. Некоторые лекции для композиторов проводятся на немецком, и я хочу им владеть в совершенстве. Собираюсь в будущем году на мастер-класс в Голландию. Организаторы отобрали 16 человек со всего мира, и я попала в их число. Так что деньги на дорогу ещё понадобятся.

Кредит на потребительские нужды я оформляю в «Беларусбанке» под 50 процентов. Это самая выгодная ставка. В других банках дают кредиты под 54 процента и даже 68! Мне дают 9 500 000 рублей, и каждый месяц я буду выплачивать более 500 000.

– То есть ты получаешь образование в кредит?

– Именно так. Не все мои знакомые считают это нормальным. Некоторые называют блажью мое второе высшее в Академии музыки. Но я интуитивно чувствую, что на правильном пути. Думаю, ситуация должна поменяться. В Европе и во всем мире академическая музыка востребована. В Германии на фестивале современной академической музыки я видела битком набитые залы. Люди приходят на концерты семьями. У нас, конечно, сложно себе такое представить.

– Тебе для того, чтобы быть в мейнстриме и зарабатывать деньги, нужно перейти в жанр поп-музыки и писать песни, например, для Ирины Дорофеевой…

– Видимо, в нашей стране это единственный способ зарабатывать деньги своим творчеством. Я могла бы писать для эстрады, но для меня это был бы шаг назад. Преподаватель консерватории мне однажды сказала: «Ну, вы написали пьесу… Это сыграет только Башмет». Я ей сказала, что для меня это лестная оценка. Она ведь не говорит, что Башмет мою музыку не сможет сыграть. (Смеется). Недавно меня пригласили в клуб поработать. Но я за сиюминутным заработком не гонюсь. Хочу посвятить себя музыке и учиться. А для этого нужно время… Собираюсь начать работу над новой пьесой по заказу оркестра из Японии. Они слышали только одно мое произведение – то самое, которое выиграло в конкурсе. Я спросила, какую музыку они хотят. Сказали, что полностью мне доверяют.

…Надеюсь, не за горами тот день, когда я буду заходить в магазин, не задумываясь, купить мне два банана или килограмм.

Не думала о том, чтобы уехать из страны?

– Мне говорят: «Что ты здесь делаешь? Уже давно нужно уезжать». Если бы мне было 20, я бы, наверное, уехала. Когда бываю за рубежом, вижу, насколько уровень жизни отличается от нашего. Но мне хочется домой…

Хотя то, что происходит в нашей стране в последнее время, заставляет задуматься об отъезде… У меня такая мысль возникла после теракта в метро. Я больше, чем уверена, что эти парни, которых приговорили к смертной казни, не виноваты...

«Салідарнасць» продолжает проект «Жизнь (не)обыкновенного белоруса». Его гости — как известные, так и обычные люди — поделятся с читателями своими рецептами того, как их семьи выживают в кризис. Ждем ваших предложений на gasetaby@gmail.com.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)