Дима Зицер: «Человек должен думать «раз-два-три-четыре-пять» и не думать «шесть-семь-восемь-девять-десять». Это выгодно для государства»

Российский педагог и писатель — о том, как происходит полная морально-нравственная дезориентация в обществе.

Фото: Delfi

— Дети стали главной целью пропаганды в этой войне, — отметил Дима Зицер в интервью каналу Голос Америки. — У меня есть ответ почему. Мы все читали пьесу Евгения Шварца «Дракон».

И одна из историй там про то, что надо работать с душами, если ты хочешь, чтобы в твоем городе жил Дракон. В этом смысле неокрепшие души, говорит Дракон и бургомистр вслед, это очень важно.

То, что происходит на самом деле, это называется развращение людей, происходит раскачивание морали. Мы говорим — морально или аморально. Но что чувствует человек, когда один день ему говорят одно по телевизору, в другой день — другое, а до этого позаботились о том, чтобы он прислушивался к этому мнению, как к авторитетному?

Раскачивается мораль, а детей раскачать, к моему огромному сожалению, намного проще. Потому что лет до 7, а, может, и позже, они вообще не могут допустить, что мы лгуны, скоты и т.д. Они не могут этого допустить!

И поэтому, когда один день мы говорим, как нам жалко людей, которые погибли на войне, а на другой говорим: те, кто гибнут на войне, их не жалко, — представляете, что происходит? Полная морально-нравственная дезориентация.

И в этом смысле российская пропаганда действует правильно. Читайте пьесу «Дракон»: если они хотят доплюнуть до будущего, заниматься надо детьми.

В этом же контексте морально-нравственной дезориентации педагог рассматривает и депортацию детей из Украины.

— Это тоже происходит в поле полной аморальности. Давайте попробуем понять их логику: детей надо защищать, дети — наше все. И разве они не защищают?

Это позиция, в которую, на мой взгляд, они даже сами не верят. Она цинична и мерзка по сути, но в той системе координат, о которой мы говорим, они разве не предлагают детям лучшее будущее в прекрасной стране, пропитанной моралью?

Вот что происходит. И мне кажется, люди, которые это делают, так заврались, что уже забыли даже, с чего они начали. Так что, боюсь, ответ здесь не сложный: дети — любые дети со всех сторон — это главная мишень.  

То есть они где-то догадываются, что дети тоже люди, но только это люди, которыми еще легче манипулировать, — размышляет Зицер.  

Он по-своему объясняет и позицию российских женщин, охотно отправляющих своих мужчин на войну умирать:

— Как устроено так называемое воспитание так называемых мужчин? В советском и постсоветском педагогическом коде важно вбивать в человека мужского пола вот эту идею быть мужиком.

Что такое быть мужиком? «Мужик сказал как отрезал» и много другого. Думаю, подобное отношение к воспитанию мальчиков, равно как и к воспитанию девочек, это вбивание в людей идей об одномерности мира.

Та самая черно-белая картина — не сомневайся. Та самая индоктринация, которая не приводит к трагедии напрямую, но к личным трагедиям приводит направо и налево.

Мне очень понятно, как должен быть устроен мальчик. Это мужик — подбородок, выдвинутый вперед, вот это «я сказал как отрезал», «я мужик, я своего мнения не меняю» — это не случайная формула.

Ведь что это значит — ты дурак, раз не меняешь мнения, чем ты гордишься? Человек, который понимает, что он ошибся или сказал зря, или с языка слетело, его человечность — это способность остановиться, усомниться, отрефлексировать и сказать: слушай, я не подумал, я подумал иначе.

А эта гордость и есть одномерность — мужчина должен быть таким, женщина должна быть такая, с ребенком нужно поступать так, человек должен думать «раз-два-три-четыре-пять» и не думать «шесть-семь-восемь-девять-десять». Это очень выгодная для любого государства система координат.

Любое государство старается нас упростить, а наша задача — усложниться.

И в этом смысле действительно результат пропаганды — и телевизионной, и семейной, и школьной, и т.д. — на лицо. И результат потрясающий, потому что то, что мы видим сегодня, это люди, которые считают мир черно-белым, очень простым и  одномерным. Помните эту формулу, которой всех нас учили —правда одна?

Нет, ребята, все не так. Нужно проверять, нужно сомневаться. Мы никогда не были в подобной ситуации. Самое неприятное, что мы не можем опираться на собственный опыт. И это очень важно осознать — ни у кого из тех, с кем мы сейчас разговариваем, ничего подобного не было.

Это значит, что мы находимся в абсолютно экзистенциальном мире. Мы должны каждый день заново искать эту систему координат. Мы не можем сказать, у меня так было 20 лет назад, или три года назад, или у моей мамы так было.

Значит, нужно быть честным по отношению к себе все время, проверять все время собой эту систему координат и продолжать любить своих детей, — заключил Дима Зицер. 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3(46)