Комментарии
Иван Давыдов, Сноб

Давыдов: «Большая Россия критиков своих топчет, давит, сажает. Мудрая Москва — стесняется и прячет»

История одной таблички: как московские власти отдали огромный город безнаказанным погромщикам, создав новую модель отношений между массами и государством.

Когда-то совсем давно у хорошего русского писателя Владимира Тучкова я прочел, будто в Москве повсюду стоят специальные комоды. На комодах — дощечки, на дощечках цифры. Жмет москвич пальцами на дощечки, а комод выдает доллары. Столько, сколько москвичу нужно. «Хорошо живут люди в Москве!» — так заканчивался рассказ Владимира Тучкова о чудесных комодах. Я отправился проверять, задержался на четверть века и пока уезжать не собираюсь. С комодами, конечно, все оказалось чуть сложнее, но в главном хороший русский писатель не соврал. Люди в Москве действительно живут хорошо. Москва, как всякий знает, не совсем Россия. Некоторые даже думают, будто совсем не Россия.

Карикатура Васи Ложкина

Для одних Москва — концентрат обжорства и наглости, для других — светлый прообраз еще более светлого всероссийского будущего. Когда-нибудь и в России снесут хрущевки и переселят людей в дома, которые людей достойны. А до того — снесут бараки. А до того — вагонообразования, о существовании которых Москва узнала во время последней прямой линии президента. Повсюду проложат велодорожки и разбивать станут не физиономии друг другу, а парки с удивительными ландшафтами.

Я, скорее, отношусь ко вторым. Правда, я думаю, что настоящая, идеальная модель того, к чему вся путинская Россия и стремится, и движется, все-таки Чечня. Но и Москва при новом мэре старается задавать какую-то планку. Не столько даже в рамках безудержного благоустройства (хотя теперь любая улица в центре годится для военного парада, а что может быть прекраснее военного парада? Разве что крестный ход), сколько в схемах выстраивания взаимоотношений власти и граждан.

Вот, например, совсем мелкая и скромная московская история. История одной таблички. Табличка появилась 7 сентября на доме, где жил Борис Немцов. Скромная, почти неприметная, с короткой надписью: «Здесь жил политик Борис Немцов, погибший от рук наемных убийц 27 февраля 2015 года». Появилась не просто так: проживающий здесь же муниципальный депутат Сергей Марков (которого не надо путать с другим Сергеем Марковым, пламенным прокремлевским политологом и алковизионером) провел собрание жителей, большинство высказалось за появление таблички, и ни копейки бюджетных денег при ее установке не пострадало. Однако в департаменте культуры города Москвы, узнав о появлении таблички, высказались категорично — «ничего законного нет, одно беззаконие». Пообещали даже демонтировать табличку за счет тех, кто ее установил, но этого в итоге не понадобилось.

Потому что пришли негодяи из движения SERB и табличку сняли. Для справки: никакого отношения к Сербии движение SERB (South East Russian Block) не имеет, это титушки, пытавшиеся устроить «русскую весну» в Харькове, а после неудачи бежавшие, но не в богоспасаемую ДНР почему-то, а в Москву. В Москве с 2014 года профессионально занимаются нападениями на политических активистов. В списке подвигов движения — и погром мемориала Бориса Немцова на мосту, где политика убили, и атака на Навального — как раз участник SERB Александр Петрунько, как принято считать, и повредил зеленкой «с добавлением неизвестных веществ» глаз политика. Действуют, как правило, безнаказанно, но, впрочем, не всегда: Петрунько, к примеру, отсидел семь суток после того, как, явившись на знаменитую выставку Джока Стерджеса в центр братьев Люмьер, облил экспонаты мочой.

Мудрецы из мэрии предложили вернуть памятную табличку Немцова. Но, как водится, есть нюанс. Табличку можно повесить, но только в подъезде дома. Так, чтобы ее никто не видел

Титушки не просто оторвали табличку. Они отнесли ее в полицию, да еще и заявление написали «с требованием привлечь к ответственности лиц самоуправно установивших данный знак, до степени слияния похожий на мемориальную доску» (отсутствие запятой после «лиц» — на совести храбрых борцов, наверняка переживающих за судьбы русского языка на покинутой родине).

И затем — уже во второй раз — на сцену вышла московская мэрия, как арбитр, как примиритель социально близких с социально чуждыми. Мудрецы из мэрии предложили вернуть табличку. Но, как водится, есть нюанс. Табличку можно повесить, конечно, можно, говорят в мэрии, но только в подъезде дома. Так, чтобы ее никто не видел.

Вот он, момент, когда слепнешь от сияния государственной мудрости. Вот оно — прямое свидетельство того, что Москва в плане выстраивания отношений с гражданами — идеальная модель для всей остальной гигантской России.

В гигантской России принято действовать грубо. Свежая новость: депутат Виталий Милонов, который, поговаривают, сильно переживает из-за того, что звание мракобеса номер один перехватила у него хрупкая Наталья Поклонская, требует запретить употреблять в СМИ словосочетания «исламский терроризм» и «мусульманский терроризм». Старинная, проверенная логика: нет слова — нет проблемы. Но это так не по-московски! Смотрите, как изящно, не задевая ничьих чувств, работают в столице. Был такой политик — Борис Немцов? Был. Убили его? Убили, кто спорит, даже суд был, и убийцы осуждены. Хотите сохранить о нем память? Пожалуйста, но аккуратно, без ненужного выпячивания, в подъезде табличку повесьте. Не на доме же. И мемориалов на мосту не надо — все равно приедут специальные люди в оранжевых комбинезонах и выкинут ваши цветочки. А то и вовсе неравнодушные граждане придут, эти могут и мочой облить или дерьмом обмазать.

Были в Москве выборы? Были. Но, чтобы не тревожить граждан, о них никому особенно не рассказывали. Зачем, когда лето и хочется отдыха. Все равно по итогам все газеты мэрии вышли с рассказом про убедительный триумф «Единой России», а специально проведенный опрос показал, что 80% горожан знали о выборах. В воздухе, наверное, что-то такое почувствовали. И благоразумно на выборы не пошли. Да и не надо. Ну и так далее.

Большая Россия критиков своих топчет, давит, сажает. Мудрая Москва — стесняется и прячет. Проблема? В подъезд ее, где темно и малолюдно. Веником под коврик, как ненужный сор. Зачем обсуждать проблемы — лучше расскажем себе и высокому руководству об очередном приступе ликования у горожан в связи с открытием ледяной пещеры в новом удивительном парке. Городу, где полгода зима, остро не хватало удивительной ледяной пещеры. Когда-нибудь и большая Россия научится вести себя по-московски. И своя ледяная пещера появится в каждом уголке нашей необъятной родины.

Приятная стратегия, похвальная стеснительность, вот только на виду все чаще — безнаказанные погромщики, которым, видимо, и принадлежит по-настоящему самый большой в России город. В остальном же все по слову русского писателя Владимира Тучкова: хорошо живут люди в Москве!

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)