«Что, ей для лечения ни один санаторий в Беларуси не подходит?»

Для того, чтобы на практике понять, почему профсоюз должен быть независимым, нужно попасть в ситуацию, в которой оказалась сельская учительница Клавдия Воронец. Её, работника с 20-летним стажем, участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволили только за то, что она уехала на оздоровление, не дождавшись приказа нанимателя. Несмотря на то, что по закону Клавдия Воронец имела право взять отпуск в любое удобное для неё время, официальный профсоюз дал согласие на увольнение опытного и добросовестного работника.

Решение об увольнении Клавдии Воронец было принято начальником Добрушского районного отдела народного образования Татьяной Пинчуковой. Школьный профком Белорусского профсоюза работников образования, членом которого Клавдия Воронец была на протяжении 20 лет, дал согласие на увольнение. Добрушский районный суд отказал учительнице в удовлетворении иска о восстановлении на работе. Защищал учительницу правовой инспектор Гомельского регионального отделения Белорусского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) Леонид Судаленко. Мы попросили все стороны – нанимателя, представителей официального профсоюза и независимого профсоюза - прокомментировать ситуацию.

Начальник Добрушского РОНО Татьяна Пинчукова:

- Я поражена её поступком как человека и как педагога. Она проработала 20 лет, и все это время оформляла отпуск как положено. Сейчас не дождалась приказа, уехала за границу. Не объяснила, куда поехала, не показала путевку, никаких документов не предоставила.

Что ей для лечения ни один санаторий в Беларуси не подходит? Может быть, она и не вернулась бы из-за границы, кто её знает? (выделено нами – “Салідарнасць”)

Она брала 2 недели в декабре 2007-го и 2 недели – в январе 2008 года. Я считаю, что 4 недели было достаточно человеку для оздоровления. Она подписала график отпусков на 2008-ой год, согласилась уйти в отпуск с 1 июня. И тут сорвалась, поехала. Где она была, по какой причине?

Я благодарю наше государство, оно заботится о нас, как никто. Да, она ликвидатор, и ей наше государство столько добра сделало, она по два раза в год в отпуске была, ездила на лечение. Не понимаю, что человеком двигало.

Мне очень больно и я удивлена её поступком. Я считаю, что её поступок – это проявление неуважение к нам, к коллегам, и к детям тоже. Я считаю, что в данном случае права детей нарушены. Она бросила детей посреди учебного процесса. Пришлось ей на замену ставить пенсионера. Дети пострадали.

Я ради детей на многое готова, и пренебрегать их интересами я не позволю. Детей калечить нельзя. Учитель, как никто другой обязан это понимать. И взгляды её здесь ни при чем.

Мы живем в правовом демократическом государстве. Молодец Александр Григорьевич. Он нам сказал: ваши взгляды, кто куда пожелает, может туда и вступать. У нас много в районе различных организаций, течений, люди объединяются. Её гражданская позиция – это её личное дело, меня она не касается.

Правовой инспектор профсоюза РЭП Леонид Судаленко:

- Налицо – эмоции нанимателя, не более того. Работник позволил себе воспользоваться своим правом уехать в отпуск, несмотря на то, что это противоречило воле нанимателя. Но Татьяна Павловна очень правильно заметила – у нас правовое государство, и надо руководствоваться законом. Это только в рабовладельческом государстве воля хозяина – закон. В правовом государстве закон – один для всех, и для нанимателя, и для власти, и для работника.

А закон гласит – работник, имеющий статус участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС имеет право на использование ежегодного трудового отпуска в удобное для него время. Указанная норма отражена в законе «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в новой редакции Трудового кодекса -- статья 326 ТК. Это право также закреплено и в действующем Коллективном договоре. Кроме того, в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь №2 от 29 марта 2001года «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде», самовольное использование работником дней отдыха не считается прогулом, если предоставление этих дней не зависит от нанимателя.

А вот слова Татьяны Павловны о детях не выдерживают никакой критики. В суде, отвечая на мой вопрос, есть ли дефицит учителей в школе, Пинчукова заявила, что дефицита нет, и замену нашли очень быстро. Это может означать только одно, что дети не пострадали.

Что касается путевки, то в данном конкретном случае закон не связывает уход работника в отпуск с наличием путевки. Поэтому вся эта мышиная возня вокруг того, что учительница не показала путевку, не сообщила, куда уезжает, направлена на уход от основного вопроса – обязанности нанимателя предоставить работнику отпуск в удобное для него время согласно его заявлению

Председатель профкома школы Наталья Асадчая:

- Да, мы дали согласие на увольнение Клавдии Воронец. Потому что она отсутствовала на рабочем месте. Она не посчитала нужным обратиться ко мне. Она не указала ни номер путевки, ни санаторий, куда она поехала. Как ликвидатор она уже брала два раза отпуск – в ноябре и в январе.

- В ноябре 2007 и в январе 2008?. Но по закону она имела право взять еще один отпуск в 2008 году. Ведь так?

- Позвоните в районный профком. Вам там все расскажут.

- А кто давал согласие на увольнение, вы или районный профком?

- Мы, я вам уже все сказала, она отсутствовала на рабочем месте без уважительной причины. Я больше не могу с вами разговаривать, -- Наталья Асадчая положила трубку.

Председатель Добрушского РК профсоюза работников образования Тамара Лобанова:

- Раз дело дошло до суда, то, что я могу комментировать. В суде было очень серьезное разбирательство. И раз суд решил отказать ей в иске, значит, были основания.

- Но ведь профсоюз призван защищать работника перед нанимателем. Уволили опытного учителя, которого все характеризуют только с положительной стороны. А что же профсоюз?

- Но мы и нанимателя призваны защищать, если работник не прав… Я не буду комментировать. Позвоните специалисту областного комитета профсоюза, она участвовала в судебном разбирательстве.

Специалист Гомельского областного комитета профсоюза работников образования Наталья Стрельцова:

- Я участвовала в заседании суда в качестве свидетеля. Меня пригласили, чтобы я пояснила, какую консультацию я дала звонившему по этому вопросу работнику. Я не могу давать вам никакие разъяснения без ведома моего начальника.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)