Общество
Наталья Провалинская, ”Белгазета”

«Чиновники решили добивать оставшихся в живых»

О поиске справедливости на местах, непригодной к употреблению питьевой воде, закрытой больнице, неосвещенных улицах и температуре в школьных классах корреспонденту «БелГазеты» рассказал депутат Лунненского сельсовета (Мостовский район Гродненской области) Александр Пудовкин.

- Как сельсовет работает с обращениями граждан?

- В сельсовет обычно приходят за справками. Например, нужна справка на реализацию определенного продукта с приусадебного участка. Раз в месяц к нам приезжает нотариус, и люди приходят по поводу оформления доверенности, купли-продажи жилого дома и по другим вопросам по недвижимости.

Есть также такое обращение, как просьба о выделении земельного участка для посадки овощей или других сельхозкультур. Когда я работал землеустроителем в сельсовете, к весне собиралось примерно 20-30 заявлений от жителей, которые просили по пять соток для посадки овощей.

Теперь спрос на землю стал намного меньше, отказываются даже от тех участков, которые имели раньше. Это связано, во-первых, со старением населения (более 40% - люди пенсионного и пожилого возраста). Во-вторых, руководитель местного хозяйства считает: мол, я здесь хозяин, не захочу - никто ни кусочка не получит.

- Какие вопросы решаются не на уровне сельсовета, а в вышестоящих инстанциях?

- Например, есть очень острая проблема качества питьевой воды из нашего водопровода. Содержание железа в воде превышает норму в 3-5 раз. Согласно стандарту, эта вода непригодна к употреблению до предварительной чистки.

На протяжении последних пяти лет я обращался напрямую в Мостовский райисполком. Приходили разные ответы, основной из которых - нет денег на строительство новой мини-станции очистки воды. Либо предлагали покупать фильтры «Родничок», либо писали, что вода пригодна к употреблению.

За два последних года я получал порядка 40 ответов в год. В ряде случаев из райисполкома приходит обычная отписка: прочитаешь - и ничего не поймешь.

Тогда я написал, что мы, жители, оставляем за собой право обратиться в суд с претензией к Мостовскому ЖКХ. Только тогда ЖКХ обратился в вышестоящую областную инстанцию с просьбой включить строительство очистной станции в план на 2009-10гг.

По этой же проблеме я как депутат 14 января обращался по радио к гродненскому губернатору. Ждем от него официального ответа.

- А как обстоят дела с сельской больницей в Лунно?

- Райисполком закрыл наш Лунненский стационар на десять коек, который обслуживал четыре сельских совета, около 5,5 тыс. населения. Ближайшая от нас больница - в Мостах, за 25 км! Если взять крайний сельский совет, то от него до Мостов 40 км. Автобус ходит в лучшем случае два раза в неделю.

Мы выступили с письмом, которое подписали 600 жителей, обратились в облисполком, «Медицинский вестник», «Гродзенскую праўду», дошли до Минздрава и даже президентской администрации. Однако все наши письма с верхнего уровня снова пересылают вниз - в лучшем случае, до уровня области, но зачастую вообще до уровня райисполкома.

Облисполком пишет, что решение о закрытии принимали местные органы власти, т.е. райисполком, а райисполком ссылается на какое-то письмо облздрава. Начинается спихивание проблемы друг на друга, и она так и осталась нерешенной.

В сентябре 2007г. все жители деревни подписали письмо и послали в администрацию президента. Но оно переброшено назад в область, а из области - в Мостовский райисполком. В результате приехали из райисполкома в деревню, сказали: чего вы пишете?

- Каковы причины закрытия стационара?

- Сначала ссылались на рекомендации вышестоящих инстанций, потом на уменьшение количества жителей обслуживаемого врачебного участка. Люди умирают, количество их уменьшается, и чиновники, видимо, воспользовавшись этим, решили добивать оставшихся в живых.

Недавно из нашей аптеки забрали сильнодействующие психотропные препараты: у нас не была оборудована аптека. И мне пришлось потратить целый год, если не больше, обращаться сначала в райисполком, потом в Госконтроль. После приезда КГК ситуация сдвинулась с места, и к маю прошлого года аптеку дооборудовали, вернули лекарства.

Но появилась следующая проблема! Было принято постановление, согласно которому в аптеке должны работать только люди, имеющие фармацевтическое образование. В результате мы попадаем в патовую ситуацию: наш единственный работник, имеющий фармацевтическое образование, увольняется. На территории Мостовского района таких людей нет. Ближайший выпуск таких специалистов в Могилеве - через несколько лет.

В результате аптека из пятидневки перешла на двухдневный режим работы и обслуживает 140-150 человек в день, очередь занимают с утра.

- Вышестоящие инстанции занимаются исключительно отписками?

- Самый действенный орган, куда мы обращались, - Комитет госконтроля по Гродненской области. За прошлый год, с января по май, мы обращались пять раз, они подходят добросовестно, с выездом на место.

В ноябре прошлого года в связи с переходом на местные виды топлива мы стали топить местную котельную, которая обогревает детский сад и школу, дровами вместо газа. Дрова вдруг закончились, и в один прекрасный день температура в школе была +10.

Мне пришлось выходить и на райисполком, и на отдел образования, и даже на «горячую линию» ОНТ. Приехала комиссия, наказали директора ЖКХ, рабочим котельной вернули все деньги, которые были удержаны.

Переход на местные виды топлива - команда сверху, внизу она исполняется с большим скрипом. Дети надевают по три-четыре одежки, чтобы не мерзнуть! Не дай бог, морозы меньше -10: ведь включать газ разрешается только при -10. Пока такой температуры не будет, мы должны таскать дрова.

В ту зиму нам завозили совершенно сырую сосну, только что спиленную, с корня. Привозили и выбрасывали: мол, топите! После всех наших наступлений и требований теперь дают брикет, чтобы дрова лучше горели.

Последние пару лет сельсовет взял на баланс уличное освещение. Поскольку денег очень мало, оно работает в минимальном варианте. Несмотря на все стандарты, то лампочек нет, то фонари старые, а бригада на весь район одна.

В прошлом году нам выделили Br7 млн., и с середины января до октября мы улицы не освещали. В этом году выделено Br9 млн., на некоторых улицах горит один-два фонаря. Согласно стандарту, один фонарь должен гореть на выезде, другой на въезде.

Строили в 2005г. агрогородок, но на самом деле это означает всего лишь четыре заасфальтированные улицы. А еще пять-шесть так и остались: прокладывали водопровод - перекопали, прокладывали газопровод - перекопали. В результате вроде бы 10-20 м до центра, а добраться до него непросто.

Много раз обращался: закройте те улицы, которые видны с нашей основной площади! Буквально 100-150 м, надо сделать ямочный ремонт или подсыпку. Нет, у нас не запланировано, и все тут.

В прошлом году одну улицу размыло, вымыло провал под мостом, пришлось писать в райисполком. Приехали, насыпали песка.

- Есть ли позитивные результаты обращений в вышестоящие инстанции?

- С 2000г. только с моим участием разрешилось порядка двадцати проблем. Если бы мы не выступили с инициативой, не потребовали, то большинство этих проблем осталось бы нерешенным.

Справка «БелГазеты»

Александр Пудовкин родился в 1966г. Образование высшее агрономическое. Проживает с семьей в д. Лунно с 1994г. До 2004г. работал землеустроителем сельсовета, сокращен, сейчас не работает. В 2003г. избран депутатом Лунненского сельсовета и Мостовского райсовета на альтернативной основе, в 2007г. повторно избран депутатом Лунненского сельсовета 25-го созыва при наличии альтернативы.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)