Чем история «упавшего» милиционера в Гродно напомнила о деле «Белого легиона»

Спойлер: обоим скандалам предшествовали звучавшие словно команды к действию заявления Лукашенко.

Фото hrodna.life

29 мая в Гродно был задержан блогер Сергей Тихановский, приехавший сюда на пикет по сбору подписей. Все началось с провокации, которую устроили две женщины. Оперативно подоспевшие милиционеры пытались задержать Тихановского, в результате небольшой потасовки один из сотрудников оказался на земле.

Твиттер «Страна для жизни» сопроводил видео комментарием: «Посмотрите это видео несколько раз и вы увидите, как неизвестный мужчина в кожаной куртке аккуратно укладывает милиционера на асфальт. Бережно. Как сына».

Позже стало известно, что мужчина, помогавший человеку в милицейской форме лечь на землю, – сторонник Тихановского Евгений Розниченко, который, как и с десяток единомышленников опального блогера, уже задержан.  

Евгений Розниченко в милицейской машине на въезде в изолятор. Фото Радыё Свабода

35-летний строитель успел написать в Telegram-чат «Страна для жизни» сообщение, что скорее всего ему «пришьют «уголовку», и если он перестанет выходить на связь, то «это провокация спецслужб».

Многие независимые СМИ отметили показательный факт: за несколько часов до событий в Гродно Александр Лукашенко фактически описал гродненский инцидент:

— Недавно мне пресс-секретарь доложила: милиционера оскорбил (участник пикета —  прим.), когда ему сделал замечание. Они приезжают крутые, на джипах все — по 10-12 машин. В чужой город приехали, выстроились и пошли по площадям, улицам... (…) На этого пацаненка (сотрудника милиции — прим.) навалились. Он, наверное, только в этом году пришел на работу, чей-то же ребенок. Что ты на него накатываешь.

Следующие слова прозвучали, как предупреждение:

— И потом, рисковые люди, я бы на их месте с милицией поаккуратнее был. Это же корпоративный народ. Найдет возможность, так ответит. Мне уже нелегко приходится, сдерживая их. Нарываются. Провокация — это лучшая реклама. Они это так понимают.

Фото БЕЛТА

Этот момент напомнил другую историю, произошедшую в разгар антитунеядских протестов весной 2017-го. 21 марта глава государства посещал Могилевскую область. Выступая перед работниками предприятия «Кроноспан ОСБ», он заговорил о резонансном деле. Якобы в Беларуси задержали готовивших провокацию с оружием боевиков:

— Мы уже несколько десятков задержали (не тех, что в автобусах, анархистов с масками), которые тренировались в лагерях с оружием. Кстати, один из лагерей был в районе Бобруйска и Осиповичей. Остальные лагеря — в Украине. По-моему, в Литве или в Польше (не буду утверждать, но где-то там). Деньги шли через Польшу и Литву к нам. Мы буквально в эти часы задержали пару десятков боевиков, которые готовили провокацию с оружием.

Если кто забыл: фактически, в тот момент Александр Лукашенко анонсировал громкое дело «Белого легиона». Арматура, спрятанная в лесу под Столбцами, письмо таинственной фрау А., муляжи оружия и… полный пшик на выходе.

Как выяснилось позже, первые задержания «боевиков» начались спустя несколько часов после спойлера в Могилеве.