Выборы-2020

Цепкало продал дом, чтобы баллотироваться, и не ассоциирует себя с оппозицией

Одно из первых интервью с новоявленным претендентом на президентский пост не состоялось. Цепкало запретил публиковать его полную версию.

Экс-глава ПВТ Валерий Цепкало дал интервью dev.by. Однако что-то пошло не так… Издание смогло опубликовать беседу лишь тезисно.

Так, Цепкало сообщил, что для финансирования кампании продал свой частный дом за Национальной библиотекой, который строил один из подрядчиков, участвовавших в застройке ПВТ. По словам Цепкало, ни одна из ИТ-компаний не имеет отношения к его избирательной кампании. Он не идентифицирует себя с оппозицией — просто хочет видеть Беларусь «другой страной».

«Важно. Мы не публикуем оригинальную версию интервью, однако приводим все значимые факты и цитаты из неё. Факты, формулировки, контекст, акценты полностью соответствуют диктофонной записи”, — пишет dev.by.

Издание объясняет, почему вынуждено отказаться от публикации полной версии.  Предыстория такова:

«Интервью началось в 11:00 в понедельник 11 мая. Перед разговором Валерий Цепкало высказал пожелание увидеть текст до публикации — из-за опасения, что он может содержать предвыборную агитацию, пока запрещённую. Позже аргументация изменилась: текст не понравился из-за «разговорной стилистики», и Валерий Цепкало запретил dev.by его публиковать. Он предложил ультиматум: либо отказаться от публикации, либо использовать «литературную версию» текста, переработанную собеседником. Работать с текстом в режиме комментирования и проверки фактов (это предполагает наша редполитика) Валерий Цепкало отказался. Его представитель привёз в редакцию письменный запрет на публикацию оригинального интервью.

Утром мы получили версию Валерия Цепкало. Чтобы проиллюстрировать глубину литературной обработки, приведём пример: наш текст содержит 43 вопроса/реплики журналиста, литературная версия — 8. Большинство вопросов отредактировано, один придуман от себя.

Мы разделяем желание Валерия Цепкало «видеть Республику Беларусь другой страной, нормальной, демократической, цивилизованной, где будет вестись диалог по поводу путей развития и где мы не будем вставать каждое утро и смотреть, что там сказал один человек в отношении того, куда мы сегодня идём».

И надеемся, что в цивилизованной Беларуси также будут выстроены цивилизованные отношения с медиа. В частности, они предполагают, что формулировка вопросов и структура интервью — прерогатива редакции, а диалог со СМИ и общественностью нельзя подменять пресс-релизом или пиар-кейсом».

Dev.by приводит только значимые факты и тезисы.

«В интервью dev.by Валерий Цепкало сообщил, что:

— Находится в Минске.

— Участие в избирательной кампании не было спонтанным решением, он «давно к этому шёл». (Валерия Цепкало не было в медийном пространстве около трёх лет, исключение — публичная лекция о стартапах и технологиях в ноябре 2018-го. — Прим. dev.by).

— Не хочет комментировать предположение о том, что является спарринг-партнёром Лукашенко и «спойлером специально для айтишников»: считает, что гипотезу про спарринг-партнёра могут продвигать только те, кто не читал его заявления, — там есть вся информация.   

— Создать избирательный фонд не успел: вместо двух месяцев на это отвели пять дней, объясняет Цепкало. Пока никакие деньги на избирательную кампанию не используются: люди работают на энтузиазме.

— Кампания будет профинансирована из собственных средств: для этого Валерий Цепкало продал частный дом за Национальной библиотекой. Покупателя и сумму сделки не называет, говорит, что денег хватит на ведение кампании. (По информации nn.by, участок для застройки Валерий Цепкало получил в аренду на эксклюзивных условиях за 231 рубль в год, а стоимость и выбор подрядчика для строительства дома вызвали вопросы у органов).

— Подтвердил данные «Нашай нiвы», что его дом строил один из подрядчиков, участвовавших в застройке объектов ПВТ. Конкретную организацию не назвал, отметив, что «в строительстве [ПВТ] принимали участие около десятка генподрядных организаций и около 400 субподрядных».

— Информацию «Нашай нiвы» о вопросах компетентных органов к строительству дома Цепкало опроверг. Он сообщил dev.by, что строил дом за счёт собственных средств больше 8 лет, с подрядчиком был заключён официальный договор. «Вы знаете, как работает строительная система: составляются акты о проделанных работах, [вносятся] целевые авансы, каждая копейка чётко просчитывается. Всё было копейка в копейку». При этом, по словам Цепкало, подрядчик не выполнил условия договора, и по итогам гражданского разбирательства суд это признал. Тем не менее, подрядчик не выплатил деньги по решению суда, он обанкротил компанию.

— Эксклюзивные условия аренды земли, о которых пишет nn.by, Цепкало также опроверг: сказал, что в бюджет была уплачена официальная кадастровая стоимость земли в полном объёме. «На то время, если не ошибаюсь, она составляла около 70 тысяч долларов». 

— К избирательной кампании не имеет отношения ни одна из ИТ-компаний. В команде есть программисты, но это не руководители и не владельцы бизнеса. 

— После ухода с поста руководителя ПВТ у Валерия Цепкало было несколько источников дохода. В частности, консультации правительств Азербайджана, Грузии, Узбекистана по созданию инновационных инфраструктур; также консультировал одну американскую компанию и выступал консультантом ПРООН в области электронного правительства.

— Он не идентифицирует себя с оппозицией. «Я не в оппозиции к действующей власти и вообще ни к кому не в оппозиции. Я просто хочу, чтобы Беларусь была другой страной: чтобы мы нормально жили, нормально работали, бизнес нормально развивался, чтобы у нас было эффективные сельское хозяйство и промышленность, чтобы у нас была лучшая система образования, здравоохранения и т. д. […] Я считаю, что у нас должна быть такая политическая система, где было бы место разным взглядам, разному видению развития страны».

— Заданное капслоком в посте-анонсе направление «не в сторону заката, а в сторону рассвета» не означает перспективы плотной дружбы с Россией и вообще не имеет отношения к геополитике. В то же время Цепкало считает, что нужно строить хорошие отношения со всеми странами в мире без исключения, и на Западе, и на Востоке, включая страны Азии с опытом эффективных реформ. При этом «Россия, я глубоко убеждён, всегда будет, наверное, самым главным политическим и экономическим партнёром, это не зависит от наших желаний, нравится нам это или нет. Нас геополитическая судьба расположила здесь, и мы не можем сесть в другую лодку и плыть туда, где климат потеплее».

— Он подготовил программу, которая «будет событием в жизни не только Беларуси, но и всего постсоветского пространства».

— Программа обращена не только к айтишникам. «Айтишники меня и так знают, нет необходимости к ним обращаться. Она обращена ко всем остальным слоям белорусского общества».

— Альтернативный путь развития для Беларуси, который предложит программа, «аккумулирован из опыта самых успешных стран».

— Часть программы — про развитие стартап-движения, не только в ИТ, но «во всех секторах народного хозяйства: как использовать существующую неправильную инфраструктуру старых заводов для развития стартап-движения».

— В числе своих кумиров и ориентиров называет Джорджа Вашингтона, Авраама Линкольна, Ли Куан Ю, Петра Столыпина.

— У него «наверное, не осталось» обиды из-за отставки. Он рад тому, что за последние 3 года Парк вырос по числу резидентов в 5 раз. «Да ради бога! Я просто не понимаю, за счёт чего это произошло: это органический рост [или что-то другое]. Прекрасно отношусь. Почему я должен плохо относиться к тому, что растут компании, растёт экспорт, развивается проект? Это самое главное: правильный проект продолжает развиваться, даже когда ты его оставил, вне зависимости от того, кто пришёл после тебя». «Говорить, что я плохо отношусь к ПВТ, — это то же самое, что говорить Джорджу Вашингтону: как ты относишься к конституции США, к тому, что выиграл войну за независимость и создал США?». (В ноябре 2018 года он озвучивал другое мнение: быстрый рост ПВТ снижает его качество, а стартапам вообще не нужно в Парк. На момент отставки Валерия Цепкало в 2017 году после 11 лет в должности в ПВТ было 165 компаний, сейчас — 818).

— Новых кардинальных изменений в случае прихода ко власти для ПВТ не будет. «Зачем? Это мое детище. Я им горжусь. Я потратил 12 лет на то, чтобы сначала уговорить всех, а потом организовать этот проект. Я по-прежнему в прекрасных отношениях с большинством ИТ-руководителей, владельцев бизнеса, директорами и т. д.».

— Он отказывается оценить вероятность своей победы в выборах: это гадание на кофейной гуще.

Вопросы, на которые Валерий Цепкало не ответил, но обещал, если спросят, детально высказаться на пресс-конференции:

Вы подтверждаете, что одна из компаний (их было много), которая застраивала ПВТ, строила вам дом. Такая ситуация содержит коррупционные риски? Если вы станете президентом, что сделаете, чтобы госслужащие не могли оказаться в такой ситуации?

Когда вы были директором, администрация ПВТ несколько раз вмешивалась в работу dev.by — например, в январе 2016 года вы разослали ИТ-компаниям письмо с требованием «сформировать и высказать официальную позицию руководства вашей компании по факту систематической публикации материалов по данной тематике на портале dev.by», подчеркивая, что «основной источник финансирования [dev.by] за счёт компаний-резидентов ПВТ». Речь шла про материалы о специалистах, работающих за рубежом, и аналитике возможного оттока кадров. Это не единичный случай, сотрудники других редакций также говорят про попытку давления с вашей стороны. Допустимо ли использовать административный ресурс для давления на бизнес и редакционную политику СМИ? Если вы станете президентом, планируете ли применять такую же тактику в будущем?

Вы делали проект «Прабук» в том числе силами студентов, когда были директором ПВТ. Они проходили там практику, их работу организовывали сотрудники ПВТ, компании-резиденты ПВТ помогали с проектом. Теперь это частный проект. Этично и допустимо ли использовать свое служебное положение для создания собственного проекта?

На dev.by мы публиковали такое мнение: «Нельзя себе позволить заниматься селекцией — мы должны дать возможность расти широкому спектру компаний. Если какая-то группа людей возьмёт на себя эксклюзивное право определять, какой бизнес-план хорош, потому что он „нам нравится“, а какой — нет, она присвоит себе роль рынка. Только рынок решает судьбу новых бизнесов. Поэтому теперешняя ситуация, когда регуляторные правила в ПВТ стали более мягкими, а наблюдательный совет перестал брать на себя роль провидца, определяющего, какой бизнес-план достоин реализации, — конечно, объективно лучше». Почему в ПВТ раньше брали только избранных 10-15 компаний в год? Не считаете, что это замедляло развитие отрасли?

Как Цепкало помог Лукашенко и получил должность в МИДе

«Хитрый человек», бывший посол в США, создатель ПВТ… Кто такой Валерий Цепкало

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2(21)