Политика
Руслан Горбачёв

Борис Немцов:«Отношения России и Беларуси – это отношения кошки с собакой или двух медведей, которые оказались в одной берлоге» (добавлено)

Роль главной приглашённой звезды на международной конференции «Беларусь-Россия: рокировка или перезагрузка», которая проходит 27 августа в отеле Crown Plaza, исполнял Борис Немцов. Отвечая на вопросы журналистов, он объяснил, почему Лукашенко не выгоден Кремлю и рассказал, что его обещали сделать почётным гражданином Беларуси с правом бесплатного проезда на трамвае.

Борис Немцов

— Охарактеризуйте, пожалуйста, отношения России и Беларуси на сегодняшнем этапе.

— Это отношения кошки с собакой или двух медведей, которые оказались в одной берлоге. Отвратительные отношения.

— Кто виноват в их ухудшении?

— Персонально Лукашенко и Путин. Диктаторы в принципе не могут ни о чём договориться, потому что диктаторы не привыкли идти на компромисс, диктаторы привыкли только захапывать полномочия, отстранять и уничтожать конкурентов. Ловить с этими господами нам в принципе нечего. В этом смысле контакты демократов белорусских и русских — это правильный шаг.

— Как вы думаете, почему Россия экономически поддерживает белорусский режим?

— Я бы на месте российских властей не давал Лукашенко ни копейки. Поддерживать КГБ, ОМОН и абсолютно хамский режим — ни морального, ни какого другого права у нормальной страны нет. Эти два умника в Кремле исходят из принципа «это сукин сын, но это наш сукин сын». Но я считаю этот принцип очень аморальным и циничным.

— Какими Вы видите идеальные отношения между Беларусью и Россией?

— Мне кажется, что суверенитет Беларуси является аксиомой уже для всех политических сил, а это значит, что всякие варианты вхождения, аншлюса, называйте их как угодно — они из области космоса и фантастики. Мне представляется, что идеальная конструкция отношений между нами такая: Россия — демократическое государство, Беларусь — демократическое государство, а власть прислушивается к общественному мнению. На каком векторе будет настаивать общественное мнение, такому вектору должна следовать и власть.

— Почему Вы решили приехать на эту конференцию?

— Мне белорусские демократы пообещали, что когда они придут к власти, я стану почётным гражданином Беларуси с правом бесплатного проезда на трамвае. Вот из этих меркантильных соображений я сюда и приехал (смеётся).

— В СМИ муссируются слухи, что Кремль решил, наконец, сменить Лукашенко…

— Знаете, импотенты тоже хотят переспать с женщинами. Причём всегда. Но у них это редко получается.

В Кремле всегда чего-то хотят: убрать Саакашвили, Ющенко, Лукашенко, вы будете смеяться, даже Бердымухамедова — потому что он продаёт России дорогой газ. Они всегда хотят кого-то убрать, но вы расслабьтесь.

— Лукашенко выгоден Кремлю?

— Нет, потому что он сильнее. Проблема ведь в чём. Лукашенко вроде руководит маленькой страной, но в смысле харизмы, разворотливости, разводки, хитрости и живучести он их сильнее. Этим он и раздражает Кремль.

— Вы когда-то говорили, что демократия придёт в Беларусь из России. Каково Ваше мнение сейчас?

— По-моему, демократия в Беларусь может прийти только из Минска. Россия в этом деле, особенно путинская, вам в этом деле не помощник. Печально, что лукашизация России прошла более быстрыми темпами, чем я думал. Когда меня в 2002 году депортировали, в России меня встречали ещё свободные телеканалы, и я сказал, что очень люблю русских прокуроров, русский ОМОН и русскую милицию, и что, слава Богу, нам ещё очень далеко до лукашенковской Беларуси. Я ошибался. Оказалось, было очень близко.

«Меня журналисты достали уже вопросом: привёз ли я денег для белорусской оппозиции?»

В своем выступлении на конференции, Борис Немцов поведал, почему для Европы позор принять Беларусь в ЕС, куда из правительства подевались все приличные и на что хотел поспорить с Борисом Березовским. Вот несколько его высказываний.

— Положение белорусской оппозиции в последнее время стало, с одной стороны, легче: вроде как уже никого особо не прессуют. Но, с другой стороны, положение остаётся тяжёлым: Лукашенко перехватил ваш лозунг. У вас было два лозунга. Беларусь — в Европу (правильно?), а его — туда (из зала стали подсказывать, куда. — Прим.авт.). Ну вот мы уже даже можем хором сказать. А Лукашенко взял первый лозунг себе на вооружение, и белорусской оппозиции стало достаточно тяжело. У меня нет комплекса старшего брата, я не могу советовать, но могу сказать просто по-товарищески: белорусам нужно объяснить, что с таким лидером Беларусь в Европу не примут никогда. Могут разговаривать, включить в Восточное партнёрство, дать денег, но принять в Европу — никогда. Для неё это будет просто позором…

— Мы слишком интеллигентны для борьбы с этими пацанами. Вы посмотрите на этих распальцованых людей, которые стоят у власти. В России есть закон — чем дороже нефть, тем глупее правительство. Что касается вашей (белорусской) ситуации, то всех приличных уже давно выгнали и все сидят в этом зале. Я считаю, что если уж проводить конференцию, то на тему «Как победить в авторитарной стране». Будучи патриотом России, я считаю, что в Беларуси больше шансов добиться успеха. И нас, и вас не пускают на телевидение. Это, конечно, плохо. Но вы живёте в маленькой стране: 10 млн человек — население города Москвы. В принципе, если активно работать, то можно пожать руку каждому белорусу. А вот нам объехать страну от Владивостока до Калининграда — большая проблема. Кроме того, у вас нет дискуссии насчёт принадлежности Беларуси. Беларусь — европейская страна, это очевидно. А задайте вопрос в России — какая она? Вы знаете, что ответа на этот вопрос нет? Наша задача помогать друг другу. Кстати, меня журналисты здесь в коридоре достали уже вопросом: привёз ли я денег для белорусской оппозиции? Я должен с сожалением и грустью вам сообщить, что нет. И в прошлый раз, кстати, тоже не привозил — это были фальшивые деньги КГБ.

— Чтобы я вам хотел пожелать. В среде нашей демократической оппозиции есть теории блицкрига. Многие люди говорят, что к концу года всё рухнет. Борис Абрамович Березовский, друг Лукашенко, который сюда приезжает и чего-то советует, некогда в Госдуме мне тоже постоянно говорил, что через три недели Путин уйдёт, заболеет, сойдёт с ума и т.д. Я этот бред слушал, пока однажды не решил с ним поспорить на деньги. Нести пургу он сразу прекратил. Я хочу вот что вам сказать: это не спринтерский забег, это стайверская работа. В Беларуси и России нужно жить долго. Мы должны их пережить, друзья. И мы их точно переживём, потому что наше дело правое.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)