Политика
Виталий Цыганков, «Свободные новости плюс», фото photo.bymedia.net

«Бог любит и бомжа, и президента»

Экс-председатель Белорусского Хельсинкского комитета Татьяна Протько рассказала, почему ушла с поста руководителя созданной ею организации, зачем подписалась под кампанией «Говори правду!» и кто виноват в том, что в современной белорусской политике женщины не играют заметной роли.

«Энергии у меня не стало меньше. К сожалению...»

— Давайте начнем с известного исторического сюжета. Римский император Диоклетиан отошел от дел, от власти и жил в уединении. На попытку убедить его возвратиться снова к власти он ответил решительным отказом, заметив, между прочим, что если бы они видели капусту, которую он сам вырастил, то не стали бы в другой раз приставать к нему со своими предложениями.

Я люблю аналогии, пусть некорректные, зато красивые. Сейчас еще не сезон, зима затянулась, и капусту вы пока не сажаете. Но все-таки: каково это — отдалиться от дел, от политики на высшем уровне, от поездок за рубеж и жить частной жизнью?

— Во-первых, частная жизнь — это совсем не так плохо. От советских времен нам внушали, что надо работать и работать, а семья — потом.

Кстати, нормальные люди должны ездить за рубеж не только по делам, а и путешествуя, как туристы. Во всех моих деловых поездках я не видела никаких красот. За день так уставала, что хотелось только спать.

Зато сейчас муж дал мне прекрасную возможность, и я съездила и в Мексику, и в круиз по Карибскому морю, и в Турцию. Деньги от проданной фермы он решил истратить вот таким красивым образом.

Что же касается капусты… Капусту я не высаживаю, но рассаду цветов уже посадила. И любуюсь, как потихоньку они растут.

— Неужели вы смотрите на эти кустики и думаете: «Это лучше того, чем я занималась 5 лет назад!»

— То, что я делала и сейчас, и пять лет назад — всегда было хорошо, по крайней мере, для меня. Главная задача Белорусского Хельсинкского комитета — помогать людям в беде, делать нашу жизнь лучше, честнее, правдивее. И сейчас, когда ко мне обращаются, я помогаю чем могу, и не страдаю из-за отсутствия работы.

Хочу закончить то, на что раньше не хватало времени — свою книгу «Тайные рычаги советской экономики», сказать правду о том, какой ценой доставались достижения сталинской эпохи. Кроме того, уже вышла книга о философе Александре Богданове в серии «Мыслители ХХ века», написанная совместно с Александром Грицановым, готовится книжка о Бердяеве.

— Почему вы так неожиданно для многих два года назад решили уйти с поста председателя Белорусского Хельсинкского комитета? Может, сейчас, по прошествии времени, уже по-другому оцениваете этот свой шаг?

— Нет, так же. Надо давать дорогу молодым. Многие обвиняют структуры гражданского общества, оппозиционные партии, что там руководители сидят по 10 лет и больше. Ну вот, я и ушла, сама.

— Иные, когда покидают свои посты, могут сказать: «Миссия выполнена, могу уходить». Можете ли вы так заявить?

— Организация нормально работает, и это главное. У нас часто бывает: лидер уходит, и структура разваливается. То же самое и мне предвещали. Поэтому было очень важно посмотреть на свое детище со стороны.

С другой стороны, я, конечно, не думаю, что «миссия выполнена» полностью — у нас в государстве остается очень много правозащитных проблем, которые должны решать вместе и общество, и власть.

— Я помню учредительное собрание БХК — присутствовал как один из учредителей этой организации. Тогда с вами не был знаком и поразился той энергии и активности, которые наблюдал. Они же никуда не делись?

— Нет, энергии не стало меньше. К сожалению... Она требует выхода, и не всегда знаешь, куда ее девать.

— И как решаете эту проблему?

— У меня самый большой цветник в поселке. Могу похвастаться: если раньше цветы сажали только 2-3 человека, то теперь на нашей улице намного больше цветников. Я рассаду раздала всем соседям.

Как член актива костела святого Валентина внесла свою лепту и в то, что он построен, что в Смолевичах поставлена бронзовая фигура святого Валентина, возле костела разбит красивый сквер, где отдыхают мамы с детьми. А ведь раньше это была почти городская свалка. Когда это вижу, то мне радостно.

— К вам по-прежнему обращаются за советами, комментариями?

— Ну конечно! Наше общество так интересно устроено, что пока человек занимает публичную должность, все к нему относятся скептически, мягко выражаясь, ищут в основном недостатки в его деятельности. Когда он уходит, то к нему остается такое отношение, которое человек реально и заслужил.

И я не могу пожаловаться на отсутствие внимания со стороны людей и на отсутствие уважения. И как вдруг выяснилось, даже любви.

«Никогда ради «галочки» не ставила свое имя»

— Все-таки вы не только цветы выращиваете. Недавно ваше имя появилось среди подписантов кампании «Говори правду!». Вы действительно собираетесь принимать какое-то участие в этой кампании или просто, что называется, «продали имя», то есть будете там свадебным генералом, а точнее, генеральшей?

— Я никогда номинально, ради «галочки», не ставила свое имя. Если заметили, мое имя очень редко стоит под какими-то документами. Если я что и подписывала, то всегда предполагала какое-то свое участие.

Сейчас в рамках кампании с моими коллегами из Хельсинкского комитета организовали общественные приемные: хотим знать, что прежде всего беспокоит людей. И по этим проблемам планируем информировать власть и общественность, чтобы они думали, как исправить ситуацию.

Мы планируем в рамках кампании «Говори правду!» выпуск книжечек «Знай правду», которые я буду редактировать. Они о различных проблемах нашей жизни — здравоохранении, безработице, ЖКХ, задержаниях, правах осужденных. В принципе, все это близко тому, что я делала в Белорусском Хельсинкском комитете.

«В политике белорусские мужчины берут реванш у женщин»

— Вы всегда были одной из самых заметных женщин в общественной жизни Беларуси. Но почему сегодня женщины не играют заметной роли в белорусской политике? В 90-х заметных было больше — Винникова, Абрамова, Полевикова, Семдянова, Ванина, Трегубович... Большинство и сейчас не ушли из политики, но уже не играют такой роли. Почему произошел такой шаг назад?

— В реальной жизни женщины играют доминирующую роль, посмотрите на любую семью. А в политике, публичной жизни белорусские мужчины берут реванш. Женщина представляется ими как существо, которое не может глубоко понять общественные проблемы. Может быть, мужчины компенсируют таким образом то, что отдают женщине все нити управления дома, в семье?

— Подождите, вы считаете, что отсутствие женщин в публичной жизни — это только мужчины виноваты? Они не пускают?

— Конечно, мужчины виноваты. Женщина — существо очень ранимое. Посмотрите, сколько грязи в нашей политике, как в официальной, так и в оппозиционной. И пройти это чистилище не каждая хочет.

Женщина, начавшая заниматься публичной деятельностью, очень многим должна пожертвовать — своей добротой, женственностью. А она от природы более добрая, чем мужчина.

В политике надо быть жестким, надо иногда делать то, что тебе нравственно не по душе. А с другой стороны, мужчины не хотят, чтобы женщины выдвигались наверх. Если женщина умная и мужчина в сравнении с ней проигрывает, то он себя просто ущербным чувствует.

— Во многих странах Европы, особенно на севере, женщин во власти довольно много. Причина в том, что там другие мужчины. Или политика там не такая грязная?

— Там принцип равенства полов уже реализован. Нам до этого далеко, у нас женщина еще остается на рабском положении.

«Не собираюсь идти в президенты, зная, что победа невозможна»

— Но вот если бы Татьяна Протько, симпатичная женщина, известный историк, бывший председатель БХК, решилась идти в президенты Беларуси? Что — белорусские мужчины не пустили бы?

— Посмотрела бы я, как они меня не пустили бы... Но, видимо, стоит положить конец этим слухам, которые все время возникают. Дело в том, что участие в политической кампании такого уровня — это большая работа, которая требует и больших финансовых вложений, и людских ресурсов, и большого внутреннего напряжения самого кандидата. Он должен быть уверен, что может победить, и передавать эту уверенность своим людям.

Я к такому себя не готовила. Я с удовольствием помогу какому-нибудь кандидату. Но сама заниматься работой, когда заранее знаю, что победа невозможна, не собираюсь.

— Красноречивое объяснение…

— Конечно, какой смысл работать, когда нет результата? Вообще, у нас некоторые мужчины относятся к женщинам в политике скептически, так как сами имеют слишком много женских черт. Одно из них — желание привлечь к себе внимание. Только у них косметика не обыкновенная, а политическая. Ради этого некоторые и собрались в кандидаты в президенты…

— Я все же чувствую какую-то недосказанность в ваших словах. Думаю, нам стоит вернуться к тому, с чего мы начали нашу беседу, к «диоклетианской капусте». Нет ли у вас сожаления, чувства вины перед собой, перед обществом из-за того, что удалились «в цветник», не используете свои способности на службе обществу?

— Вы попали не в бровь, а в глаз этим вопросом. Это единственное, что меня мучает. Отдала ли я другим людям все то, чем меня одарил Бог? Выполнила ли свое предназначение, как теперь модно говорить?

Главное предназначение человека в этой жизни — быть счастливым. Бог любит и бомжа, и президента. И Бог дает человеку возможности быть счастливым. Лукашенко хотел власти — он ее получил. Бомжу нужно выпить — и я всегда удивляюсь, как они находят деньги, чтобы уже с утра быть под кайфом.

Я для себя решила — в оставшуюся свою жизнь буду стараться быть счастливой.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)