Профсоюзы
Роман Ерошеня

«Без изменения настоящего, лучшее будущее не наступит»

Что заставляет работников объединения «Беларуськалий» сегодня вступать в Независимый профсоюз горняков (НПГ), и по какой причине люди выходят из профсоюза? Своими взглядами на работу профсоюзного лидера поделился новоизбранный председатель Исполнительного бюро НПГ 4 рудоуправления Юрий Захаров.

Юрий Захаров

— Что подтолкнуло вас выдвинуть свою кандидатуру на выборах председателя Исполнительного бюро НПГ 4 рудоуправления?

— Об этом я говорил в своём выступлении на конференции. Основная причина — это необходимость сохранения того, что мы строили на протяжении 18 лет. Сохранение нашего профсоюза.

В последние несколько лет появились изменения в худшую сторону. Необходимо, чтобы в профсоюз пришли новые люди. Люди нового формата. Которые попытаются сохранить то, что ещё осталось и, конечно же, принести свежие идеи, влить свежую кровь. Это основная причина.

— Почему делегаты из множества кандидатур выбрали вас?

 Наверное, из-за чёткой позиции, которая была ясна и понятна, как моим оппонентам на выборах председателя, так и делегатам конференции. Чётко поставленная цель: заключение коллективного договора, отношения с администрацией предприятия, насущные проблемы рудоуправления и многое другое.

— Что означает ваше выражение, произнесённое на выборах председателя – «Я не за революцию…, я за реформы»? За какие реформы и в чём?

— В первую очередь, за реформы в сознании наших людей. Только когда изменится сознание нашего человека, и он поймёт, что так жить нельзя и нужно что-то кардинально менять, но не забастовками, пикетами и митингами, а кропотливой работой, находя определённые пути, только тогда начнутся кардинальные перемены.

На сегодняшний день пришло время, когда с руководством предприятия нужно договариваться. Не бастовать, не выдвигать претензии и требования, а искать эффективные пути выхода из сложившейся сегодняшней ситуации.

— На вышеупомянутых выборах наниматель заявил о поддержке одного из кандидатов. О чём это говорит на ваш взгляд?

— Об опасении нанимателя перед неизвестностью. Определённо сказать, кто будет председателем организации НПГ на 4 РУ до выборов, было невозможно. Поэтому наниматель сделал ставку на того кандидата, который ему был знаком как человек с определённой позицией.

— Откуда взялось большое количество желающих стать председателем организации НПГ на 4-м?

— Для того чтобы был реальный выбор, Исполнительным бюро было принято решение выдвинуть на пост кандидатов председателя всех членов Исполнительного Бюро НПГ 4 РУ. Поэтому выборы по количеству кандидатов отличались от других профорганизаций.

— Что самое главное в работе профсоюза?

— Я недавно вернулся с Киева, где проходил семинар по данной теме и на протяжении 4-х дней мы обсуждали этот вопрос. По идее, можно открыть любой устав и прочесть на него ответ. Но, это будут лишь сухие слова. Любой профсоюз должен иметь свою определённую  цель. Это, то направление, куда нам нужно идти. Если хотите — это наша путеводная звезда.

На сегодняшний день целью НПГ является: благосостояние, здоровье и защита членов нашего профсоюза. Профсоюз может заниматься чем угодно, но если у профсоюза нет цели, этот профсоюз разваливается. 

 

— Каким образом вы намерены строить свою работу?

— Для дальнейшей успешной работы нужен костяк. Слаженный механизм профсоюза — Исполнительное бюро. Это самое главное. Не будет помощников, не будет полноценной работы.

Один человек не может решить все вопросы и объять все направления. Поэтому на 4-м Рудоуправлении все обязанности распределены равномерно в соответствии с Уставом профсоюза. Есть ответственные представители по разным направлениям: по КД, по трудовым спорам, молодёжному, пенсионному и многим др.

Естественно, всеми этими направлениям руководить и разбираться в них мне пока тяжело. Всё же нужно иметь какой-то опыт, юридический, работы с документами и прочее. Всё нужно делать профессионально, а для этого нужно постоянно учиться. Что я сейчас и делаю.

— Какова ваша позиция и видение перспектив гендерного равенства в вашей организации и Женского направления профсоюза?

— Я считаю, что этим направлением должны заниматься исключительно женщины, т.е. те, кто считает себя «угнетёнными». Я же в свою очередь не собираюсь противостоять этой инициативе, если она будет проявлена. С другой стороны, не собираюсь тянуть за уши целое направление и трубить на все углах о неравенстве полов.

Помощь от меня как председателя ИБ НПГ 4 РУ я гарантирую, а мешать этому направлению я не намерен. Поэтому перспективы развития направления находятся в руках самих активистов.

— Что для вас, как новоизбранного председателя, является задачей номер один?

— Сегодня в первую очередь, это завоевание доверия членов профсоюза. Того доверия, которое на определённом этапе было потеряно профсоюзом. Многие люди уходят из организации, а это результат действий или бездействия наших предшественников и нас самих в том числе.

Сегодня уходят наши старые кадры, на пенсию, по состоянию здоровья. Та основа, на которой мы с Иваном Юргевичем всё строили в начале 90-х, постепенно за 18 лет, изменяется. Пришли новые люди, люди другого формата, с другими взглядами. Сегодня, в основном, человек приходит и говорит — дай! Приходится искать новые подходы к людям. Когда люди поверят и придут к нам, тогда и нам будет значительно проще работать.

— На ваш взгляд, что заставляет людей вступать в профсоюз горняков и по каким причинам люди выходят из него?

— Сегодня люди уходят из-за пассивности. Из-за своей пассивности! Наши люди сегодня считают, что им всё должно быть преподнесено. А вот приложить усилие самим, что-то предложить, заявить об своих проблемах или возможности их решения, это вряд ли. Люди не всегда понимают, тот факт, что профсоюз это, прежде всего — они сами!

А вступают в профсоюз, это идейная молодёжь, которая понимает, что без изменения существующего настоящего, лучшее будущее не настанет. Также в профсоюзе есть и те, кто вступил в него по инерции, или по примеру представителей старшего поколения. Но рассчитываем мы, естественно, на людей молодых и идейных.

— Какие проблемы сегодня насущны на вашем руднике? Что волнует рабочих предприятия больше всего?

— В первую очередь, это экономические проблемы — экономический кризис в стране, а точнее, его последствия. На объединении это скрытая безработица. Сегодня фактически работает только одно рудоуправление. Поэтому людей отправляют на 2/3 тарифной ставки, отправляют косить траву и красить бордюры. Бесспорно, это нужно делать, т.е. занимать людей, чтобы они были хоть чем-то заняты. И тут я, в некотором плане, солидарен с руководством нашего рудоуправления.

Несмотря на серьёзные проблемы, у нас на 4РУ лишь небольшое количество работников ушло на 2/3 тарифной ставки. А ведь всем нужно содержать не только одну семью, но и детей, а возможно и внуков, платить кредиты, ссуды, платить за образование детей и многое другое.

Естественно, в благодарность за понимание нанимателя, нам также приходится поступаться какими-то нюансами в профсоюзной работе. В этом и заключается сотрудничество.

— На объединении недавно был подписан новый колдоговор, на ближайшие три года. Этот факт можно назвать успехом, либо поражением Независимого профсоюза на ваш взгляд?

— На сегодняшний день мы его получили, изучаем и выделяем нюансы. Я ещё его по всем пунктам конкретно не проработал, но уже кое-что сказать могу. Это то, что в нём есть ухудшения. А именно в пунктах связанных с определёнными выплатами из прибыли предприятия.

А что если прибыли не будет? Мы все сегодня стоим перед этим неразгаданным вопросом. Прибыль есть — работники получают выплаты, прибыли нет — выплат так же нет. Где хоть какой-то элемент справедливости? Почему абсолютно одинаковые работники находятся в разных условиях?

Я думаю, что в дальнейшем со стороны работников объединения будет множество вопросов по новому колдоговору. Именно по пунктам материальных выплат.

— По каким причинам вы стали работать на предприятии РУП «ПО «Беларуськалий»?

— Сам я родился в Солигорске, здесь окончил школу. Жил в Прибалтике, окончил техникум и пытался поступить, по конкурсу, в Минскую сельскохозяйственную академию, но не прошёл. После службы в советской армии устроился работать на 4 РУ объединения и с тех пор работал на "ПО "Беларуськалий", 25 лет подземного стажа из них больше 22 лет забоя.

— Что вас больше всего волнует в жизни?

— Здоровье моих детей, моих родителей находящихся в преклонном возрасте — это самое насущное. Материальная база и материальные блага на сегодняшний день меня волнуют мало. Как взрослый человек я самодостаточен.

Так же волнует наша экология, пенсионное обеспечение или «не обеспечение». Волнует то, что наши работники в 45-50 лет уходят на пенсии инвалидами. Конечно же, шахтёр не может уйти на нищенскую пенсию, т.к. ему нужно платить кредиты, содержать детей или внуков. Волнует то, что не появляются рабочие места для молодёжи и не сохраняется тем самым здоровье взрослого человека. Это касается и шахты и фабрики, и других вредных для здоровья производств. Получается замкнутый круг, который необходимо разрывать.

Есть ли у вас чётко выраженное увлечение, либо на это нет времени?

— Есть, я увлекаюсь виноградарством и садоводством. Отдельная история — это моя собака. Собаковод — это состояние души, это прогулки и общение с собачниками.

Всё свободное время отдаёшь дому, семье. С новой работой председателя ИБ НПГ 4 РУ я чувствую, что где-то потерял в этом плане. Работая в шахте, было больше выходных. Возможно, чуть позже втянусь в новый режим работы и разберусь с нехваткой своего свободного времени.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)