Комментарии
Лилия Кобзик, «Туризм и отдых»

«Белорусы теперь, соответственно, тоже, получается, люди «второго сорта»

Последние сообщения о том, что в ближайшее время правительство намерено «серьезно разобраться» с валютным вопросом, а также некоторые заявления нового главы Нацбанка Надежды Ермаковой лично у меня рождают мрачные предчувствия.

А именно – что в Беларуси может быть окончательно узаконено то противоестественное положение, в котором сейчас находится валютный вопрос. Если конкретнее – мы больше никогда не увидим в обращении достаточного количества свободно конвертируемых денежных знаков. Безусловно, такой подход и такое положение дел с валютой в перспективе губительны для туристического бизнеса страны. Но не только. Речь снова идет об имидже Беларуси, об инвестиционном климате и, в конце концов, об экономике в целом.

В своем выступлении перед правлением Нацбанка Надежда Ермакова фактически заявила, что ограниченный доступ к валюте может стать нормой для Беларуси. То есть, грубо говоря, валюта в обменниках свободно продаваться не будет. Не планируется. Скорее всего, и сами обменники постепенно (а может, и в одночасье) исчезнут. Валюта будет по кем-то придуманным правилам распределяться, где-то по каким-то непонятным схемам крутиться и, безусловно, непонятно откуда появляться в наличном виде.

Цитата: «Во многих странах валюта свободно не продается … но и там люди живут, экономика развивается». Возможно, с точки зрения экономики и ментальности азиатских, восточных стран это приемлемо. Но – рассказываю, чем это оборачивается в практической плоскости для Беларуси уже сегодня. А сегодня любой российский турист, едва шагнув из поезда «Москва – Минск» на белорусскую землю и имея в кармане простой российский рубль, чувствует себя человеком «высшей пробы». Точно так же чувствует себя любой гость нашей страны в магазине, у обменника, в отеле. Будем называть вещи своими именами – «белым человеком» ощущает себя турист в Беларуси. Как и я в свое время, раздавая чаевые жалкой прислуге в забытом Богом индийском Бубанешваре.

А белорусы теперь, соответственно, тоже, получается, люди «второго сорта» – граждане специфической страны, которая не только не обеспечила конвертируемость собственных дензнаков, но и перекрыла нормальный доступ к твердым мировым валютам и денежным знакам соседних стран.

Не знаю, входит ли Надежда Ермакова в пресловутый «список невыездных». По-моему, все-таки нет. Я, кстати, в настоящий момент против этого списка. Если наши высшие чиновники будут сидеть, скажем, только в своих Дроздах, а их зарубежные вояжи ограничатся исключительно московским и казанским кремлем, а также сочинскими резиденциями, нам тут, честно говоря, придет окончательный каюк.

Это очевидно. Евросоюзу здесь есть о чем еще раз подумать. Тем более должны почаще и подальше ездить люди, которые думают, что валюта в свободном доступе человеку не нужна. Кроме того, считаю, что каждой женщине жизненно необходимо хотя бы раз в жизни побывать в Париже. Отнюдь не в Дроздах, а на Елисейских Полях Надежда Андреевна, возможно, поймет, для чего нужна валюта.

Так вот. Хочу сказать, что благодаря своей профессии я очень-очень «выездная» (тьфу-тьфу-тьфу!). География только последних поездок – Австрия, Финляндия, Сербия, Черногория. Много общаюсь, наблюдаю и сравниваю. И совершенно объективно, без всякого патриотического пафоса, заявляю: белорусы и белорусские граждане – это не «второй сорт»! На сегодняшний день, учитывая сжатый, как пружина, потенциал и нарастающий из-за внутренних противоречий темперамент, белорусы – одна из самых интересных и удивительных европейских наций.

В Беларуси огромное количество талантливых, образованных, умных людей. Кроме того, по природе своей мы любим работать. Последнее качество (это не секрет!) – редкость в современном мире и в современной Европе. Мы не заслуживаем, чтобы туристы с Запада и Востока, которые приезжают в гости, смотрели на нас как на «второй сорт»…

Конечно, главный вопрос – откуда эту валюту брать и на чем, собственно, зарабатывать, чтобы загружать под завязку обменники? Обозначив концептуальный взгляд на отсутствие твердых денежных знаков в карманах граждан и банковских обменных пунктах, Надежда Андреевна сформулировала государственное кредо и на этот счет. Как следует из заявления г-жи Ермаковой, наши приоритеты – это «молочно-товарные фермы и зерносушильные комплексы». Знаете, каждый раз, когда политическая и экономическая верхушка Беларуси озвучивает нечто подобное, я, честно говоря, теряю остатки надежды. Молоко и колбаса – это, безусловно, важно и замечательно. Тем более что они прямо на наших глазах теряют прежнюю славу и качество и все чаще просто покидают белорусские прилавки в результате стихийного и массового шоп-туризма в рамках единого таможенного пространства. Но как же дороги, инфраструктура, технологии, культура, туризм (именно как экспортоемкие отрасли?).

Собственные крестьянские корни подсказывают мне, что белорусский крестьянин, если окончательно не сопьется, и без Национального банка накормит страну мясом, молоком и хлебом. Молочно-товарные фермы и зерносушильные комплексы – это важно, этим нужно заниматься, но это сегодняшний день. А дороги, инфраструктура, туризм – это будущее. О нем тоже надо думать!

…Кстати, интересная новость. Вопреки мрачным прогнозам, фактическим попыткам «заморозить» выездной туризм и первоначальному валютному шоку, который испытал рынок и туристы, к середине сезона продажи путевок в турфирмах вошли в более-менее нормальное русло и сейчас идут полным ходом. Если верить источникам, менеджеры турфирм завалены работой. Чудо, не правда ли? Валюты как бы нет, но в то же время она у кого-то есть. По сути, мы уже одной ногой в сообществе тех экзотических стран, где «валюта свободно не продается … но и там люди живут». Хотим ли мы быть такой экзотикой для наших гостей?

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)