Общество

Наталья Север

Беларуска, переехавшая в Албанию: «Мне поставили отказ с депортацией в течение 30 дней и запретом на въезд сроком на 5 лет»

Языковой барьер, отсутствие сервиса, бюрократия. И природа, из-за которой можно закрыть глаза на все минусы.  

Албания, Влера. Все фото из архива героев

Беларусам стали отказывать в продлении ВНЖ в Албании. Как минимум трое наших земляков подтвердили это «Салідарнасці».

Все истории примерно одинаковые: эмигранты приобрели недвижимость и открыли бизнес в Албании, после чего получили не просто отказ в продлении ВНЖ, а запрет на въезд в страну сроком на 5 лет.

Рассказываем одну историю о том, с какими сложностями пришлось столкнуться беларусам в Албании.

«Ощущение такое, будто попадаешь в наши в 90-е»

— Первый раз мы попали в эту страну больше трех лет назад, — вспоминает Анастасия (имя изменено в целях безопасности — С.) — Изучали ее с целью туристического бизнеса. Сначала ехали просто посмотреть, но настолько все понравилось, что сразу заключили сделку о купле квартиры.

Остановились на городе Влера. Этот административный центр показался нам комфортным во всех отношениях: два моря — Ионическое и Адриатическое, расположен недалеко от столицы, очень красивые пейзажи.

Плюс ко всему в этом городе было больше всего беларусов. Допустим, еще один известный курорт Дуррес облюбовали украинцы и россияне. Но со временем и во Влере их количество увеличилось.

Беларуска утверждает, что еще несколько лет назад по ценам мало кто мог конкурировать с Албанией.

— Например, квартиры «1+1» с видом на море стоили от 45 до 60 тысяч долларов.

Продукты были минимум в два раза дешевле, чем в Польше. Вкусные овощи и фрукты. Яйца, молоко, мясо натуральные, как у бабушки в деревне. Все — класса «био».

Было супер посидеть на побережье и выпить чашечку кофе с круассаном за полтора евро. Причем кофе там тоже очень достойный — итальянский.

Радовали и цены в ресторанах. Мы практически не готовили дома, потому что обед с морепродуктами обходился в 10-15 евро.

Все это сразу подкупает любого туриста и, естественно, хочется остаться в таком «доступном раю». Поэтому многие покупали недвижимость, открывали бизнес. Налоговая система тоже весьма привлекательная.

Индивидуальный предприниматель платит фиксированный налог. Его ставка привязана к минимальной зарплате. Когда я открывала фирму, это было 70, теперь уже 110 евро в месяц. Этот налог платится независимо от прибыли.

Если бизнес имеет небольшой оборот, НДС платить не нужно.  Насколько я знаю, и для малых предприятий система налогооблажения тоже гибкая и удобная.

Вообще в плане бизнеса Албания — страна развивающаяся. Понятно, что перспективнее всего в таком месте продвигается туристическая сфера. Уже с апреля начинают приезжать европейцы.  

Купаться еще холодно, зато солнце, морской воздух и тепло — в среднем 21 градус. Можно гулять по побережью, ездить на термоисточники.

Сами албанцы — достаточно приятные люди, милые, всем улыбаются. Но в целом ощущение такое, будто попадаешь в наши 90-е.

Сравнивая с 90-ми, Анастасия не только подчеркивает очевидные плюсы, но и рассказывает о недостатках балканской страны.

— Инвесторы рассматривают этот регион как довольно перспективный, деньги идут с разных сторон — много программ реализуется за счет Евросоюза, идет финансирование и из США, так как там размещена база НАТО. Инвестируют Арабские Эмираты и много кто еще.

За их средства строятся аэропорты, дороги, инфраструктура. Во Влере, например, за деньги ЕС построили очень красивую набережную.

Набережная во Влере

Поэтому, с одной стороны, вокруг много строек, но и разрухи тоже хватает. Общая картина пока примерно такая — стройки среди трущоб.

Сфера развлечений там пока очевидно проседает. Для детей, например, в нашем городе сделали только одну игровую площадку, за инвестиции, остальные аттракционы платные и работают только в сезон.

Для взрослых выбор тоже невелик — кафе или экскурсии по красивым местам. Природа — это то, из-за чего здесь действительно можно со многим смириться.

По уровню компьютерных технологий в Албании вы снова ощутите себя в 90-х. Безумно не хватает сервиса, не во всех магазинах можно рассчитаться по картам.

Чтобы вызвать такси, нужно звонить по телефону, никакие приложения не работают. Это все на зачаточном уровне, и мы уже успели от этого отвыкнуть.

Из огромнейших минусов то, что у них очень много мусора, коммунальные службы не справляются. Из-за ветров этот мусор разносится по всему побережью.

Сами местные на это не обращают внимания. Они могут сидеть на пляже с семьей, там же выбросить памперс, пластиковые бутылки. Нет у них такого понимания — дойти до мусорки.

Когда, например, пересекаешь границу с Черногорией, как будто попадаешь в другое измерение прямо с границы: аккуратно подстрижены газончики, красивые домики, качественные крыши, много инфраструктуры.

Еще в Албании куча бездомных животных. Их стерилизуют, а потом выпускают, и те, голодные и больные, сбиваются в стаи и могут даже нападать на людей. То есть ночью по пляжу ты не погуляешь.  

Язык — вообще жесть. При этом английский знают очень немногие, кое-кто на разговорном уровне владеет итальянским.

Медицина бесплатная. По скорой помощи тебе все сделают. Очень дешевая стоматология, и сейчас они развивают стоматологический туризм. Но, допустим, мне в Польше пришлось переделывать все зубы, которые я сделала в Албании.

В плане узких специалистов или серьезных операций, я бы не советовала местное здравоохранение, — делится собеседница.

«Правительство якобы подозревает меня в сокрытии какой-то информации или в предоставлении неверной информации»

За три последних года, рассказывает беларуска, цены в стране, конечно, выросли: на продукты практически сравнялись с польскими, недвижимость подорожала минимум в два раза.

Тем не менее на общем фоне в финансовом плане Албания все еще выглядит привлекательно. Поэтому достаточно много людей и сейчас приобретают там недвижимость.

Стимулирует и недавно принятая программа, согласно которой покупка недвижимости дает право на получение ВНЖ.

— Собственно, то, что ты можешь поехать в шикарные места на море или в горы, для многих перевешивает все минусы.

Мы сначала приезжали только на сезон работать и в принципе уже неплохо освоились. В межсезонье возвращались в Беларусь, потому что в Албании, если у тебя нет удаленной работы, делать нечего.

Но однажды у нас в Минске случился обыск, мы решили не ждать продолжения и сразу уехали. Поскольку в Албании имели квартиру, туда и направились. Тем более у меня уже был ВНЖ, — рассказывает Анастасия.

По ее словам, бюрократия, с которой непременно сталкиваются все, кто хочет легализоваться в этой стране, заслуживает отдельного внимания.

— У них главный премьер-министр, который решает все. На местах ни один чиновник не может принять никакого решения, пока его не согласуют с верхушкой региона, потом пока та не согласует со своей верхушкой и т.д. — такая же авторитарная вертикаль власти, как и в Беларуси.

Судебная система рассчитана просто на выкачивание денег. Чтобы обратиться в суд иностранцу, нужен адвокат с албанским и английским языками, потому что русско-албанский переводчик может быть один на весь город.

Все документы, соответственно, тоже должны быть переведены на албанский. Процессы растягивают по максимуму, платить нужно буквально за каждый шаг. Бюрократия страшная. Самый быстрый способ что-то решить — взятка.

При этом они всегда подчеркивают, что очень хотят в ЕС и готовы для этого выполнять все условия. И действительно законы меняют, но чиновники на местах не успевают или не хотят все это изучать.

Ты показываешь им в лоб — вот здесь написано так. Они соглашаются, но отправляют запрос в Тирану, чтобы там подтвердили.

Например, есть у них такая электронная система услуг э-Албания, когда все службы объединяют в общий портал. Но этот портал работает очень редко.

Приходишь в миграционную полицию, чтобы узнать, готово ли твое решение по ВНЖ, а тебе отвечают: «Портал не работает». И не работать он может полтора месяца.  

На то, чтобы открыть счет в банке, понадобится не меньше недели. И то если повезет, как в нашем случае, потому что удалось найти сотрудницу, которая немного говорила по-английски.

Документов гора, они очень любят бумажки, и за каждую нужно платить, — уточняет собеседница «Салiдарнасцi».

Раньше с получением ВНЖ для беларусов, по ее словам, бюрократия была единственной проблемой, однако не мешающей жить и работать в стране.

— Закон по предоставлению ВНЖ за покупку недвижимости ввели позже, чем мы туда приехали. Поэтому я открывала ВНЖ по бизнесу.

С рассмотрением там все очень интересно. Я подалась в июне, а карточку о ВНЖ получила в феврале, то есть больше, чем через полгода. Хотя по закону ответ обязаны дать в течение трех месяцев. Но то система не работает, то бумага какая не дошла.

А мне практически сразу пришлось собирать документы на продление на следующий год, потому что опять же по их законам подаваться на новый ВНЖ нужно за три месяца до окончания срока старого.

И так у всех. Все постоянно находятся в перманентной стадии ожидания и подачи документов, все время что-то доносят, переводят и т.д.

На продление я подалась в сентябре, а отказ мне пришел в июне, через 8 месяцев. Все это время ты живешь по временному ВНЖ. По нему можно даже выехать с территории Албании.

Но если к моменту въезда вдруг придет решение с отказом, то обратно в страну тебя не впустят. И не важно, что там у тебя родные, квартира, бизнес, вещи.

Правда, поскольку все хорошо знают местные особенности, то спокойно выезжают и возвращаются в выходные, когда электронная система не работает.

Если не знать этих нюансов, может получиться, как с одной нашей землячкой. Она тоже купила квартиру, пока там шел ремонт, выехала, а по возвращении в аэропорту узнала, что у нее отказ с депортацией.

В итоге въехать разрешили только дочери, которая была с ней, потому что у беларусов безвизовый въезд и на ВНЖ та не подавалась. Сама хозяйка квартиры даже не увидела ее после ремонта.

Еще момент, ребенка я забрать в Албанию не смогла. Ему не подтвердили ВНЖ по воссоединению семьи. Я никак не смогла доказать, что у ребенка нет отца, поэтому взять у него разрешение невозможно.

Никакие справки и выписки из беларусских законов, переведенные на албанский, не подошли. Нас промурыжили полгода, но ВНЖ не дали.

Хотя мы с трудом представляли себе, как здесь учиться. Все преподавание в школах на албанском языке, англоязычные и итальяноязычные школы есть только в Тиране и Дурресе и только частные.

Однако моя проблема не в том, что мне отказали в ВНЖ, потому что после обычного отказа можно было снова открывать визу и пытаться еще раз, что раньше и делали.

Мне поставили отказ с депортацией в течение 30 дней и запретом на въезд сроком на 5 лет. Причиной, по словам переводчика, с которым я была, стало то, что правительство Албании якобы подозревает меня в сокрытии какой-то информации или в предоставлении неверной информации.

Документ с обоснованием отказа мне, как и остальным, кому отказывали по этой же причине, на руки не отдали. Решение в течение 14 дней можно обжаловать в суде. Про суды я уже рассказывала.

Одни наши знакомые беларусы, получившие отказ в ноябре прошлого года, подали в суд и судятся до сих пор. За судебные издержки они заплатили уже около 10 тысяч евро, но решение так и не вынесено.

Судиться здесь можно до бесконечности, правда, все это время можно легально находиться на территории страны и даже работать.

Есть еще беларусы, которые прожили в Албании 5 лет и уже имели право подаваться на ПМЖ. Им также пришел отказ с депортацией. Еще одни ребята получили ВНЖ по недвижимости. Но через год его не продлили. И тоже с депортацией.

Знакомая пара россиян купили дом, восстановили его, сделали ремонт, установили солнечные батареи, развивали бизнес. И им также пришел отказ с депортацией.

Вообще только от наших знакомых нам известно о восьми случаях отказа именно беларусам. И это только во Влере. Но по отзывам знаем, что примерно такая же ситуация и в Дурресе.

Отказывать беларусам и россиянам начали чуть больше года назад. Никаких предупреждений по этому поводу не было.

За этот период мне известно только про один случай, когда беларусам все-таки разрешили остаться, но это стоило людям больших нервов.

Им пришлось доказать, что они привлекают в страну инвестиции, а они действительно проделали огромную работу, создав интернет-портал, на котором подробно разъяснили все юридические моменты в случае с покупкой недвижимости и легализацией.

А также разработали программу по созданию IT-деревни и даже подали заявку в правительство. Благодаря этому ВНЖ на год им удалось отстоять, но, как всегда, рассмотрение длилось полгода, и сейчас им уже нужно готовиться к продлению, — говорит Анастасия.

«Такое впечатление, что они реально ассоциируют нас с преступниками, которых выгнали из своей страны»

Причины, по которым беларусам и россиянам стали массово отказывать в продлении ВНЖ, официально не оглашаются. 

— Мы можем судить только по косвенным признакам. Например, одна из самых популярных реклам у них сейчас звучит так: «Приезжайте в Албанию, здесь нет русских».

Украинцы могут находиться в Албании до 2 лет без вида на жительство, европейцам ВНЖ выдают в течение месяца.

Нам обидно, потому что все, кому вынесли отказы, имели не только недвижимость, но и бизнес, так или иначе помогали развиваться стране и, разумеется, не нарушали законов, — сожалеет собеседница.

Она не исключает, что подобное решение стало следствием элементарного невежества, когда беларусов по старой привычке приравняли к россиянам.  

— Обычные албанцы вообще ничего не знают ни о нашей стране, ни о последних событиях. Полагаю, что об этом мало что известно и официальным органам.  

Например, подачу на ВНЖ недавно дополнили личным собеседованием. И вот я рассказываю офицеру миграционной службы про наши события, и он вообще не понимает, о чем я.

Более того, когда кому-то из местных пытаешься объяснить, почему на родине тебя считают экстремистом и террористом, их это настораживает.

Такое впечатление, что они реально ассоциируют нас с преступниками, которых выгнали из своей страны. К тому же у них из сознания еще не ушла шпиономания времен Энвера Ходжи, тирана, который воевал со всем миром и всех вокруг считал врагами и шпионами.

Очевидно, что события сорокалетней давности откликаются у албанцев большой болью и страхом. Ведь еще совсем недавно их страна была абсолютно закрытой.

Допускаю, что хоть внешне в стране и начались цивилизационные процессы, внутренне далеко не все еще оправились от этого страха и подозрительности. И это откликается недопониманием реальности.

Например, был случай, когда задержали россиянку и двух украинцев-сталкеров на руинах разваленного завода. Они, понятно, всего лишь делали там фотосессию.

Но две недели буквально всю страну раздирал настоящий скандал с конспирологическими версиями. И только когда вмешался премьер-министр, ему пришлось это сделать, и объяснил, что это просто такой вид туризма, все успокоилось.

Поэтому не исключено, что беларусы для албанцев сейчас стоят в одном ряду с россиянами, оккупирующими чужую страну. Для них резко ужесточили правила въезда. Раньше с мая по сентябрь россияне могли находиться на территории Албании без виз.

И в этом году все рассчитывали, что российские туристы смогут въезжать с 1 мая, у всех было забронировано жилье. Но в апреле принимается закон о том, что россиянам для въезда нужна виза, либо албанская, либо шенген.

Сразу слетела куча бронировок, много клиентов отказались от сделок по недвижимости.

Я считаю, что внешнеполитическим службам беларусских демократических сил нужно проводить с Албанией большую разъяснительную работу, чтобы доказать, что беларусы не террористы и не преступники и ничего, кроме развития, не хотят для этой страны.

— Что будет с вашей собственностью в Албании?

— Дома и квартиры можно либо отдать в управление, чтобы их сдавали, либо продать, хоть при дистанционной продаже есть много подводных камней.

Мы свою квартиру пока сдаем и думаем, как быть дальше. Сейчас у нас практически одинаковая ситуация и в Беларуси. Там тоже мы имеем квартиру, но не можем приехать, чтобы ее продать.

Пока вывод напрашивается такой: в Албании можно иметь недвижимость, приезжать туда отдыхать и сдавать ее в аренду. Все будет хорошо до тех пор, пока вы не решите там легализоваться.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.3(46)