Общество

Кирилл Иванов

Ашчушчэния уже прошлого года: дежавю, психоз и ветер перемен

Вспоминаем главные и знаковые события 2020-го.

Нефтяное дежавю

Танкер с азербайджанской нефтью для Беларуси в порту Одессы, март 2020-го. Фото Укртранснафта

Год начался с чувства дежавю: очередная нефтяная война с Россией, танкеры норвежской нефтью, грозная риторика во властных верхах — все это напомнило историю о попытках наладить поставки энергоносителей из альтернативных источников, в частности, из Венесуэлы.

Напряженность в отношениях с Москвой и венесуэльские параллели будут преследовать нас и далее в 2020-м, к этому мы еще вернемся.

Дежавю вирусное

Коронавирус, covid-19, «корона» — слова, которые забудутся нескоро. Пандемия напомнила о событиях 2009-го, когда по миру прокатилась волна свиного гриппа. То, что происходило в Беларуси этой весной, заставило задуматься о том,какие уроки мы извлекли из эпидемии А/H1N1.

Чувство неадекватности и цинизма

Именно так можно охарактеризовать реакцию властей на происходящее в начале первой волны эпидемии в Беларуси. Дезориентирующие заявления и откровенно издевательские советы и рецепты, оскорбления в адрес заболевших и умерших, нападки на врачей, работавших на пределе сил.

Все это спустя считанные месяцы аукнулось властям. По мнению многих экспертов, неадекватное и хамское отношение к людям во время эпидемии могло послужить спусковым крючком для массового недовольства белорусов.

Волонтерство

Первая волна эпидемии запомнилась беспрецедентным участием в оказании помощи белорусским больницам волонтерских объединений. Осмелимся предположить, что результатом из работы стало не только оснащение медучреждений средствами защиты, обедами и временным жильем для медиков.

Не менее важным стало осознание того факта, что простые белорусы в критических ситуациях могут решать глобальные задачи без участия государства, или при минимальном его содействии.

Не исключено, что и позиция медиков, осудивших насилие и репрессии после выборов, во многом была предопределена событиями этой весны.

Сравнения и параллели

Весь 2020-й мы сопоставляли происходящее в наши дни с событиями десятилетней давности. «Салідарнасць» делала это в рамках проекта «10/20».

Мы проводили параллели и задавались вопросами, какие уроки нам нужно извлечь из произошедшего в 2010-м.

Интрига

Президентская кампания 2020-го со старта грозила повторить унылый опыт 2015-го. Старая оппозиция то ли не уловила настроения общества, то ли и вовсе не пыталась всерьез втягиваться в борьбу. В любом случае, результатом стал провал и участников праймериз, и сторонников бойкота.

Настоящую интригу кампании подарило выдвижение банкира Виктора Бабарико, экс-главы ПВТ Валерия Цепкало и блогера Сергея Тихановского. Километровые очереди к подписным столам, в которых стояли и студенты, и пенсионеры, вчерашние сторонники Лукашенко и его многолетние противники, стали предвестником августовских событий.

Женское трио

Митинг в Борисове, фото Игоря Мелешко

В этом году политическое чутье Лукашенко, похоже, стало отказывать все чаще. Одним из примеров такого рода сбоя стало его пренебрежительное отношение к женщине в политике. Слова о «Конституции не под женщину» сыграли с ним плохую шутку, запустив без преувеличения цепную реакцию.

Сперва появилось женского трио — Светлана Тихановская, Мария Колесникова и Вероника Цепкало, ставшее популярным в кратчайшие сроки и выведшее в итоге вчерашнюю домохозяйку на политический олимп.

Потом были женские цепи солидарности, по мнению многих, поспособствовавшие снижению градуса насилия. Женские марши и яркие лица, среди которых топ-спортсменки, модели и журналистки — это мощный ответ на патриархальные установки из прошлого столетия.

Революция

Фото Игоря Мелешко

9 августа — день, когда паста вышла из тюбика. Ажиотаж на участках, ставший неожиданностью для всех, в том числе и для тех, кто стоял в бесконечных очередях на участках для голосования.

Первые столкновения с силовиками, первые жертвы и многотысячные марши. На улицы вышли те, кто еще вчера считался надежной опорой властей — рабочие и пенсионеры, спортсмены. И студенты, которые долгое время никак не проявляли себя. Этот август и последовавшие за ним месяцы противостояния безусловно вошли в нашу историю.

«Иногда не до законов»

Фото Игоря Мелешко

Эта фраза, прозвучавшая из уст Лукашенко спустя месяц после выборов на встрече с прокурорами, фактически задала тон дальнейшим действиям силовиков. А за одно и оправдала их жестокость в первые дни и недели протестов.

Само же насилие со стороны тех, кто должен охранять, а не калечить и пытать, только усилило протестные настроения. Страх в людях сменился гневом.

Мы, беларусы мірныя людзі

Казенные слова из государственного гимна после выборов заиграли новыми смыслами. Можно много спорить о том, насколько эффективным является подчеркнуто мирный протест. Многие эксперты не устают твердить, что в нашей ситуации — это едва ли ни единственный способ победить в противостоянии с репрессивной машиной.

Кроме того, именно этот феномен привлек к нам внимание всего мира, его симпатии и поддержку сторонникам перемен.

Солидарность

Все мы помним очереди за кофе в разгромленнуюначальником ГУБОПиКа кофейню, а также в цветочный магазин, чьего владельца жестоко избили в милиции. И хоть кофейня вынужденно закрылась, а владелец магазина уехал до лучших времен из страны, оба примера говорят нам о способности белорусов солидаризоваться в тяжелую минуту и больше не прятать голову в песок.

Главное

Об этом говорят историки и политологи: эти несколько месяцев борьбы поспособствовали окончательному оформлению белорусов как нации. Многие из нас посмотрели на себя и на тех, кто правил страной последнюю четверть столетия, другими глазами. Познакомились не только с соседями, но и с самими собой.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(93)