Анатолий Котенев: «Нужно пройти жесткую московскую школу, для того чтобы позволили сняться на «Беларусьфильме»
Он — один из самых снимаемых белорусских актеров в России. Чтобы всюду успевать, Анатолию Котеневу приходится жить на две страны, на два города. В интервью актер рассказал, почему его не приглашают на «Беларусьфильм», как ювелирные украшения помогли ему выжить и поделился секретом обольщения женщин.
— Анатолий, вы один
из самых снимаемых и самых узнаваемых белорусских актеров в России. Как вам
удалось достичь столь завидного статуса?
— Наверное, я настоящий трудоголик. Не могу сидеть сложа
руки, должен все время чем-то заниматься. Последнее время меня даже телевизор
стал раздражать. Смотрю только новости или футбол.
— В Москве немало
своих трудоголиков, которые тоже очень хотят сниматься. Почему приглашают вас?
— Спасибо папе с мамой за то, что они мне дали внешность,
которая востребована в кино. Говорят, что моему лицу присуще обаяние, которое
необходимо для создания социально-бытового типажа.
— Но известно, что
Москва далась вам не сразу. В какой-то момент вы были вынуждены уехать в Минск…
— Это правда. После Школы-студии МХАТ у меня не было
возможности остаться в Москве. Приглашения из театров поступали, но при
условии, что я сам должен позаботиться о жилье и прописке. А денег на фиктивный
брак у меня не было. Поэтому я согласился работать в Минске в Театре-студии
киноактера.
— Такое распределение
вы восприняли с огорчением?
— Ну почему же? Как раз в то время я увидел фильм «Белые
росы». И по наивности подумал, что вот приеду и меня будут снимать в таких же
замечательных фильмах. Но за 25 лет работы я снялся всего 2 раза в главных
ролях на «Беларусьфильме».
— Не приглашали или роли
не нравились?
— Обычно говорили так: «Да он наш штатный актер, это
неинтересно. Он рядом, а настоящие звезды всегда далеко…»
После фильма «Секретный фарватер» я сразу стал узнаваем, и
это дало надежду. Но наступил 1992 год, и все стало разваливаться… Нужно было
как-то выживать. Благодаря моему отцу я всегда был человеком рукастым,
занимался чеканкой, резьбой, дошел до глиптики (резьба по камню), рисовал. А
тут меня что-то пробило на ювелирные украшения. Я познакомился с ювелирами в
Минске, приобрел инструменты и потихоньку стал работать. Жена уходила на работу
(жена — Светлана Боровская — ведущая на БТ), старший сын — в школу, младшего я
провожал в садик, а сам потом садился в своей мастерской, оборудованной на
балконе, и делал кольца и серьги.
— Дело было
прибыльным?
— Если бы я смог открыть собственную мастерскую, то да. А
двумя руками заработать на ювелирных украшениях очень трудно. На хлеб хватало,
но не больше. Я сейчас так тысяче долларов не радуюсь, как раньше каждой
стодолларовой банкноте.
В 2002 году на «Беларусьфильме» мы снимались вместе с Женей
Сидихиным в фильме «Между жизнью и смертью». Название фильма я воспринял как
руководство к действию, потому как понял, что на «Беларусьфильме» не скоро
начнут снимать настоящее кино. Остаться в Минске означало похоронить в себе
актера.
В одночасье купил билет и сказал жене, что, пока я денег не
заработаю, из Москвы не вернусь. Света меня не отговаривала, лишь сказала:
«Попробуй». Я приехал в Москву, купил SIM-карту и стал распускать слух, что
живу в Москве. Спасибо моим друзьям. Актер Александр Пашковский и продюсер
кинофестиваля «Бриг» Федор Крафт мне очень помогли. С тех пор мой дом в Минске,
работаю я в Москве, а живу в поездах и самолетах. Примерно через месяц снялся в
«Московских окнах», а потом пошел один сериал, другой. Конечно, сериалы — это
не то, о чем я мечтал, но что делать...
— Как сейчас с
кинематографом в Беларуси?
— Я об этом мало что знаю. Недавно встречался с директором
«Беларусьфильма» Владимиром Заметалиным. Он сказал, что в этом году снимается
10 картин, в следующем будет 12. Это радует. Правда, меня туда особо не
приглашают, но думаю, что все впереди. Недавно поучаствовал в одних пробах, жду
результата. Как я шучу, нужно пройти жесткую московскую школу, для того чтобы
позволили сняться на «Беларусьфильме».
— Вы учились вместе с
Сергеем Гармашем и с Игорем Верником. До сих пор общаетесь?
— Конечно. Сейчас мы с Верником в фильме «Из-за тебя»
снимаемся. А с Гармашем встречаемся или у него на даче, или когда он в Минск
сниматься приезжает.
— Ходят слухи, что в
студенческие годы вы вместе с Сергеем Гармашем страдали от неразделенной любви
к однокурсницам…
— Да, было дело. Помню, эта оголтелая любовь нас так довела,
что мы сначала улетели к Сергею в Херсон, а потом ко мне в Ставрополь. Изрядно
выпили, проснулись и поняли, что мы не правы. А нас уже разыскивали — мы же на
неделю пропали, и все всполошились, а тот, кто знал, не выдал. Тот же Верник.
Приехали в Москву и стали думать, как выйти из ситуации. Пошли в поликлинику и
упали в ноги врачу: «Решается наша судьба, нам нужны справки, что мы болели».
Врач оказалась женщиной сердобольной, вошла в нашу ситуацию и выписала справки.
Одному написала «острый гастрит», а другому — «острый холецистит». В
Школе-студии МХАТ нам, конечно, не поверили, но и не выгнали.
— Вы подсчитывали, в
скольких фильмах вы снялись?
— У меня их больше 60.
— При этом вы до сих
пор не народный и не заслуженный?
— Я просто не хлопотал об этом. Некоторые режиссеры сами
удивляются, что у меня нет регалий. Говорят: «Я смотрел твой фильм «Секретный
фарватер». Это уже классика отечественного приключенческого кинематографа!» Или
подходят пожилые люди и говорят: «Да я на ваших фильмах вырос».
— Вам сейчас работы
хватает или хотелось бы больше?
— Мне хочется больше хорошего материала, хочется, чтобы я
был увлечен этим. Сейчас за все подряд уже не хватаюсь. Сижу и жду хороших
предложений. Знаю, что если я не буду востребован в кино, то буду востребован у
своего мольберта. Еще у меня много задумок по работе с камнем.
— Вы продаете свои
работы?
— Сейчас нет смысла это делать. С одной стороны, много не
заработаешь, а с другой — ко мне никто с заказами особенно не пристает. А
раньше, конечно, продавал, только этим и жили.
— У вас покупали,
потому что вы известный актер?
— Нет. Я это скрывал. Просто сделаю для жены изделие, кто-то
увидит и говорит: «Боже, Светочка, где ты купила эти серьги? Продай!» А она:
«Зачем продавать? Я могу договориться, и вам сделают такие же». А мне было
скучно делать такие же, и я делал по-другому. Потом жена мне выговаривала:
«Почему ты сделал так?! Теперь мне придется продать свои серьги, а они мне
больше нравятся!»
С картинами сложнее. Художников много, а стен в
художественном салоне мало. Художники очень ревностно относятся, если кто-то
чужой на их поляну приходит. Вот захожу я в художественный салон, а мне
говорят: «А ваша картина в Турцию уехала, а другая в Германию». Директор и того
хлеще: «Вы лучше ювелирку приносите. Она меньше места занимает».
— Ваша жена Светлана
Боровская — популярная ведущая на белорусском ТВ. Вам не обидно, что она вашу
фамилию не взяла?
— Она была Котеневой, но потом началось: «А вы кто? Сестра?
Жена?! Понятно, семейный подряд тут решили устроить». Поэтому я сам Светлане
посоветовал, чтобы она взяла фамилию своей мамы.
— Говорят, что путь к
сердцу мужчины лежит через его желудок…
— У нас все наоборот. Она была студенткой, жила в общежитии.
А что студентка может у себя в общежитии? Я сам был студентом и прекрасно знаю,
как они питаются. Поэтому я решил пригласить ее на окрошку. Потом на блины,
затем на блины с повидлом…
— Для Светланы ваши
блины были поводом вас увидеть или вкусно поесть?
— «Пришла пора — она влюбилась». Света переживала, если я ей
не звонил. Я в свое время обжегся на этом и знал, что если все время стоять на
коленях перед женщиной, то она быстро охладеет или залезет тебе на шею. Поэтому
приходилось выдерживать паузу. Это ее подстегивало, и она трепетно ждала моего
звонка. Честно говоря, паузу я выдерживал с трудом. Был молод, все во мне
кипело, я же парень с Кавказа.
— Чем вас Светлана
зацепила?
— Она пришла к нашему актеру в театр. Я увидел ее глаза, и
все случилось. Запомнил. Потом я еще раз увидел эти глаза, затем стал
рассматривать все остальное. А фигура у нее, надо сказать, на зависть многим.
Тонкая талия и большой бюст. Как-то я увидел ее рядом с киностудией, набрался
смелости и пригласил на чаек. Но Светлана только на третий раз согласилась.
— Кто из вас со
Светланой более популярен в Беларуси?
— Конечно, Светлана. Ее, как говорится, каждая собака знает.
Света ведет программу «Доброе утро, Беларусь!», разные концерты, и билборды с
ее изображением висят по всему Минску. Там даже не пишут, кто это, всем сразу
ясно.
— По вашим словам, вы
со Светланой люди совершенно разные. Как это проявляется в повседневной жизни?
— Я человек основательный, люблю все взвесить, обдумать. А
Света многое делает спонтанно. У нас по поводу строительства дачи было много
разногласий.
Или жена любит всякие тусовки, мероприятия, фестивали,
общение, а я наслаждаюсь одиночеством на природе. Вот сейчас я в Москве, а к ней
сегодня гости приходят. Свете обязательно нужно окружить себя людьми, с
которыми она будет разговаривать.
— Какой образ жизни
вы ведете в Москве?
— Поработаю и прихожу домой. В Москве я квартиру снимаю. Сил
больше ни на что не остается. Я артист недешевый, поэтому меня стараются
задействовать все 12 часов на площадке. Лучший отдых для меня — это смена
деятельности. Я беру краски, рисую. Или приготовлю обед, налью рюмочку, и сразу
хорошо.
Также на эту тему
Про меня говорят:
«Пришла Боровская, сейчас начнется утренняя дойка яда»
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное