Спорт
Сергей Олехнович, фото ФК БАТЭ

Анатолий Капский: «БАТЭ при любых обстоятельствах останется БАТЭ»

41-летний руководитель четырехкратного чемпиона Беларуси порой чрезмерно импульсивен и горяч, но искренне переживает за дело. Главное, Капский — человек неравнодушный, а это в наше прагматичное время редкость. В беседе со спортивным обозревателем «Салiдарнасцi» председатель правления ООО «ФК БАТЭ» рассказал о довольно бурном межсезонье чемпиона Беларуси, которое для борисовчан началось, по сути, еще в конце октября — с перехода Егора Филипенко в московский «Спартак».

— Анатолий Анатольевич, вам удалось побывать на Кубке чемпионов Содружества или из-за занятости на заводе пришлось довольствоваться рассказами очевидцев и видеоматериалами?

— Удалось. Я присутствовал на трех играх БАТЭ. Воочию посмотрел матчи в группе против «Бананца» и киевского «Динамо», а также полуфинал с «Хазаром». Поединки с «Пахтакором» и «Олимпи», которые проводились в будние дни, не видел — работа, сами понимаете. Однако встречу с чемпионом Азербайджана пропустить не мог: взял один день отпуска и приехал в Санкт-Петербург. Увы, «Хазар» оказался сильнее.

— Огорчились, что ваша команда не пробилась в финал?

— Не без этого. Конечно, немного досадно, что остановились в шаге от главного матча турнира. Хотя, надо заметить, что уступили команде довольно высокого уровня. «Хазар» укомплектован неплохими исполнителями, а бразильцы Марио и Диего наверняка не затерялись бы в более сильных клубах.

Плюс степень готовности «Хазара» к Кубку Содружества оказался ожидаемо выше, чем у БАТЭ. Национальное первенство Азербайджана взяло зимнюю паузу лишь в начале декабря, а возобновится уже в середине февраля. То есть перерыв в календаре всего два с половиной месяца, а, учитывая, что «Хазар» отстает от лидирующего «Олимпика» из Баку только на пять очков, то времени на то, чтобы расслабиться, у ленкоранцев не было.

Проиграть хорошей команде незазорно, но победить, разумеется, хотелось — каждое поражение в той или иной степени огорчительно. И пускай Кубок Содружества нынче не тот, каким он был в середине — конце 90-х, однако победа в любом турнире всегда приятна.

Если же брать за основу качество продемонстрированного футбола, то игра БАТЭ в Санкт-Петербурге в принципе порадовал. С этой точки зрения проигрыш «Хазару» воспринял абсолютно спокойно. Считаю, новый тренерский штаб квалифицированно ведет подготовку к сезону.

— Все так, однако в Питере травму на ровном месте получил Стасевич. Может, правы украинцы и россияне в том, что отправляют на турнир команды, состоящие исключительно из дублеров и потенциальных новичков? Как ни крути, предсезонка у одного из лидеров БАТЭ оказалась сорванной…

— Лет десять назад я рассуждал примерно так же. Но футбол — контактный вид спорта. И вообще, профессиональный спорт здоровья никому не добавляет. Игорь точно также мог «сломаться» и на тренировке. Не думаю, что характер повреждения, полученного Стасевичем в Санкт-Петербурге, — это следствие искусственного газона, уложенного в зенитовском манеже. Хотя свою роль переход с одного покрытия на другое, наверное, сыграл. Однако травмы, увы, не редкость и на натуральных полях.

Естественно, Игорь — одна из ключевых фигур в нашей команде. Но единственное, чем мы можем сейчас помочь Стасевичу, — это обеспечить ему качественное лечение и полноценное восстановление. Клуб организовал футболисту операцию в мюнхенской клинике и создаст условия для последующей реабилитации под надзором квалифицированных врачей в этом плане будет сделано все возможное.

— В межсезонье линия обороны БАТЭ претерпела серьезные изменения: завершил карьеру Федорович, подались на легионерские хлеба Филипенко и Радьков, неизвестна дальнейшая судьба Хагуша. И если голкипера-аксакала, судя по всему, заменил Веремко, то приход Сосновского и Ржевского кадровых проблем в защите вашего клуба, как кажется, полностью не решил.

— Начнем с того, что год назад у нас тоже была во многом экспериментальная оборона. Правда, тогда в нее влился лишь Филипенко, ставший всего за один сезон одним из лидеров команды. В этом плане, считаю, повезло и ему, и нам.

Что касается приглашения Сосновского и Ржевского, то это были не спонтанные решения. За первым мы внимательно наблюдали по ходу прошлого чемпионата — виды на Сергея у нас возникли задолго до того, как ушли Филиппенко и Радьков. А Владимир Ржевский, между прочим, тренировался с нами еще в октябре, проведя в команде две недели. Мы в принципе знали, каков его футбольный потенциал, пригласили парня на декабрьский сбор и Кубок Содружества, а после возвращения из Санкт-Петербурга заключили с ним полноценный контракт.

Потери Филипенко и Радькова были неизбежны. Мы без вопросов отпустили Артема и Егора, поскольку ребята сами того желали. У нас существует правило: когда в БАТЭ поступает предложение продать того или иного игрока — особенно если речь идет о молодых парнях, которые к тому же являются лидерами команды, — денежная сторона дела, конечно, учитывается, но во главу угла ставятся интересы профессионального роста футболиста. Опять же, мы понимали, что Радьков преодолел уровень белорусского первенства, ему, чтобы и дальше прогрессировать, надо уходить в более сильный чемпионат.

Филипенко, наверное, мог бы поиграть еще год в БАТЭ. Но после матчей в Лиге чемпионов заинтересованность в нем проявили «Стяуа», днепропетровский «Днепр», «Москва». С точки зрения финансовых условий, которые предложил московский «Спартак», трансфер Филипенко — отнюдь не лучший вариант для нашего клуба. Но «Спартак» — это брэнд, имя. Да и Егор хотел продолжить карьеру именно там. Мы не могли не пойти ему навстречу.

Однако, теряя футболиста, одновременно что-то и находишь. С точки зрения международного имиджа БАТЭ, а также в плане наработки устойчивых футбольных связей с серьезными клубами, трансфер Филипенко именно в «Спартак», считаю, стал сильным ходом и был полностью оправдан.

Хагуш? Мы очень хотели, чтобы Анри остался, и предложили ему пролонгировать контракт на значительно более выгодных условиях. Вместе с тем не стоит забывать, что зимой 2007-го Хагуш, проведший к тому времени в БАТЭ полсезона, выглядел как игрок первенства КФК. Но потом, благодаря работе тренерского штаба, качественно проведенной предсезонке, он стал тем Хагушем, которого сегодня знают все…

Повторюсь, нам очень хотелось сохранить Анри — БАТЭ нужен надежный фланговый защитник, способный активно участвовать в атакующих действиях команды. Мы предложили Хагушу новое соглашение, он дал стопроцентную гарантию, что обязательно его подпишет — единственное, ему-де надо посоветоваться с отцом по некоторым пунктам соглашения. Короче, взял документы и уехал. И как в воду канул: какое-то время от него не было ни слуху ни духу, он попросту не выходил на связь. Позже через своих знакомых мы узнали, что Анри еще в начале декабря подписал предварительный контракт с «Шинником», который ему никаких гарантий не давал.

Мало того, и сегодня у него нет полноценного соглашения с клубом из Ярославля! Знаю это достоверно, так как лично разговаривал с главным тренером «Шинника» Сергеем Юраном — человеком, который прожил большую футбольную жизнь и должен понимать, какую ответственность он берет на себя перед игроком. Юран подтвердил, что заинтересован в Анри, а руководство ярославского клуба обязательно свяжется с нами по этому вопросу. Но загвоздка в том, что за Хагуша, имевшего в БАТЭ достаточно высокий уровень доходов и попадающего под категорию игроков до 23-х лет, надо платить компенсацию, причем немалую. Если деньги не будут перечислены, Анри, по законам ФИФА, в «Шиннике» играть не сможет.

Буквально на следующий день после отлета ярославцев на сбор в Португалию, у нас состоялся разговор с новым генеральным директором «Шинника» Александром Рожновым, который сказал: «Мы хотели бы видеть Хагуша в команде, но контракт с ним пока не подписали. И не знаем, подпишем ли…».

Кстати, по имеющейся у нас информации, одно время Хагушем очень активно интересовалось минское «Динамо». Здесь нет ничего предрассудительного, никакого второго дна, это нормальный процесс. Но когда руководство «Динамо» узнало, что компенсация за его переход составляет кругленькую сумму, интерес пропал. Хотя, быть может, имелись и другие причины, не знаю.

Резюмируя сказанное, хочу заметить, что переходы игроков из клуба в клуб — это естественный процесс: на место одного игрока обязательно придет другой. Из БАТЭ уходили Бага, Кобец, Молош, которые тоже казались незаменимыми. И сейчас на смену Филиппенко и Радькову придут другие футболисты: селекционная работа в команде не заканчивается, мы активно ищем игроков, способных усилить БАТЭ, в том числе и атакующего защитника.

— А как вы прокомментируете тот отрадный факт, что в нынешнем межсезонье состоялось как никогда много громких трансферов с участием белорусов: Путило перешел в немецкий «Гамбург», Пласконный — в греческий «Панионис», Филипенко — в «Спартак», Радьков — в «Химки», Политевич — в «Крылья Советов», за Юрченко спорят «Зенит» и «Сатурн»…

— Переход Путило выбивается из общего ряда. Антон пока только арендован одним из лидеров немецкой бундеслиги — неизвестно, как все сложится через год. Все будет зависеть от конечной трансферной стоимости игрока, благосклонности госпожи Фортуны и, разумеется, самого футболиста — от того, как он себя покажет. Дай Бог Антону удачи! Путило как футболист мне очень нравится, хочется, чтобы такой талант не пропал.

Что касается переходов в российские клубы элитного дивизиона, то сам иногда задумываюсь над этим вопросом и не нахожу однозначного ответа. На мой взгляд, могут быть две причины. Первая: благодаря кропотливой и качественной работе наших тренеров уровень мастерства белорусских футболистов существенно повысился. Вторая: в российской премьер-лиге стало еще больше денег, и команды покупают наших игроков про запас. Думаю, что бюджеты многих российских клубов наверняка солиднее, чем у того же «Гамбурга».

Но все-таки я склоняюсь к первой из названных мной причин. Наверное, мы действительно стали лучше работать. И здесь нужно отдать должное Белорусской федерации футбола. Да, решения, принимаемые порой в ее стенах, заслуживают справедливой критики, однако за проведение юношеских и юниорских международных турниров, за подготовку новых специалистов БФФ заслуживает добрых слов. Благодаря учебам и семинарам, которые проводит федерация, у нас уже выросло поколение современных молодых тренеров, мыслящих и работающих по-новому.

Конечно, только жизнь покажет, какая из двух версий справедлива. Единственное, в своих футболистах — Артеме Радькове и Егоре Филипенко — я уверен. Они оказались в «Химках» и «Спартаке» в том числе и потому, что заслужили этот переход своей игрой и отношением к делу.

— В нынешнее межсезонье в БАТЭ полностью сменился тренерский штаб. На капитанский мостик команды взошел молодой Виктор Гончаренко, а его помощники — Вадим Скрипченко и Александр Федорович — и вовсе не имеют опыта тренерской работы. Не боязно, что в первый год у них не все сложится так, как вам того хотелось бы?

— Если будут трудности, будем терпеть. Я публично заявляю, что нынешнему тренерскому штабу выдан определенный карт-бланш; что у него есть право на ошибку. Однако уверен, что у ребят все получится: ведь люди, стоящие сегодня у руля команды, по сути своей — победители..

У меня с Витей, Сашей и Вадимом очень хорошие личные отношения. Впрочем, так было всегда — с каждым из тренеров БАТЭ мы отлично ладили и находили общий язык. Гончаренко, Федоровича и Скрипченко могу и вовсе называть своими воспитанниками. И неудивительно: Саша Федорович в клубе с 96-го года, Витя Гончаренко и Вадим Скрипченко пришли в команду зимой 98-го, когда БАТЭ готовился к своему дебютному сезону в высшей лиге. Они на моих глазах мужали, росли сначала как футболисты, а потом — и как тренеры.

Мне запомнились слова Гончаренко, сказанные им однажды: «Анатолий Анатольевич, все мы — ученики Юрия Пунтуса, а он всегда стремился только к победе». Не знаю, откуда в журналистских кругах укоренилось мнение, что после ухода Пунтуса в МТЗ-РИПО между нами пробежала черная кошка. Наверное, кто-то из ваших коллег неверно истолковал мои слова либо я сам неосторожно высказался, но личные отношения у нас с Юрой никогда не портились. Футбольный же клуб МТЗ-РИПО действительно рассматриваю как сильного соперника, оппонента. Ведь чемпионат страны по футболу — это, образно говоря, война, а каждый матч в нем — битва, сражение. Все наши игры с МТЗ-РИПО проходят при соответствующем антураже; эти матчи своего рода дерби, здесь возможны и незлобивые подначки, и словесная полемика. Но, подчеркиваю, к Юре Пунтусу всегда относился с уважением и по-прежнему считаю его своим другом. Поэтому расставание c Пунтусом и уход из команды предшественника Гончаренко — это абсолютно разные вещи.

Считаю, сейчас в БАТЭ хороший тренерский штаб. Люди, работающие в нем, склонны к анализу, не стесняются учиться, умеют создать в коллективе отличный микроклимат. На мой взгляд, ребята верят Гончаренко и его ассистентам. В человеческих качествах нынешних тренеров БАТЭ я полностью уверен. И это очень важно. На мой взгляд, тренер прежде всего должен быть честен перед своими подопечными и не боятся смотреть им в глаза. Да и не только им. Убежден, что в футболе — равно как и в любом другом деле — у открытых людей шансов на успех больше, нежели у тех, кто взирает на мир исподлобья.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)