Акунин: «Надо будет ритуально поцеловать дьявола в задницу, потому что иначе тебе жить не дадут»

Писатель, объявленный российскими властями «иноагентом», в интервью Елизавете Осетинской рассказал о том, на чем держится путинская система, и зачем российские власти начали гонения на писателей.

Борис Акунин

В декабре 2023 года Следственный комитет РФ завел на Бориса Акунина (Григория Чхартишвили) уголовное дело об «оправдании терроризма» и «фейках» про армию РФ.

Писателя внесли в перечень «террористов и экстремистов», а следом объявили «иностранным агентом». Книги Акунина пропали из российских издательств и с полок магазинов.

Приводим цитаты из интервью, опубликованные на Медузе.

— Я давно был готов к тому, что меня в России запретят. Это даже произошло позже, чем я предполагал. В самом событии ничего удивительного нет, оно в некотором роде даже естественно. Я много лет говорю и пишу, что путинский режим, с моей точки зрения, — это мой враг.

В конце концов, совершенно естественно, что и это государство меня объявило своим врагом. Они, конечно, выбрали для этого странную и противную форму, но чего вы ждете от противного и подлого режима. Они по-другому не умеют работать.

Зачем власть начала гонения на писателей

—  Я думаю, что все гораздо более серьезно. И дело на самом деле не во мне. Я считаю, что это, так сказать, смена курса в значительной степени. То есть вот этот естественный процесс замораживания общественной жизни, постепенного обрезания всех видов свобод, вот сейчас принято решение, что он должен теперь распространиться и на книги, и на литературу. Наступил просто вот этот момент, когда пруд замерз уже до такой степени.

Когда надо было выбирать для показательной акции кого-то, выбрали меня и Дмитрия Быкова, что, в общем, довольно логичный выбор. Потому что Дмитрий Быков — это автор как бы интеллигенции. То есть это предостережение для людей пишущих. А я автор массовый. То есть это предостережение уже для читателей.

Потому что в России где-то стоят на полках 35 миллионов моих книжек по квартирам, по домам, чтобы все начали смотреть вокруг и думать, а вот придет участковый и увидит, что у меня на полке книжка Акунина. То есть я рассматриваю это как еще одну ступеньку вниз на пути деградации этой государственной системы. Они начали, естественно, с телевидения, со средств массовой информации. Теперь дошло до книжек.

Я надеюсь, что обойдется без репрессий в адрес читателей, хотя надо очень хорошо понимать, что это процесс, это не конечная точка, то есть на этом процессе будет еще много ступенек, и они будут все более и более поганые. Это может быть все что угодно.

На чем держится путинская система

—  Вы же знаете, как все работает в России. Объявляются законы, на основании которых можно кого-то привлечь, если понадобится, а можно не привлечь, главное, чтобы был какой-то общий фон запугивания, общий фон страха. Он безусловно будет форсироваться, особенно перед выборами.

Ведь есть два способа работы с народной массой: можно или кидать ей пряники, на пряники денег нет, все съедает война, значит можно щелкать кнутом.

Это вот такое щелкание кнутом, я думаю, что это будет продолжаться. И гораздо больший эффект это имело, когда этим несчастным смешным гламурным людям ни с того ни с сего устроили экзекуцию. Это тоже щелкание кнутом.

Как сохранять оптимизм людям в России

— Всем сейчас в России трудно, но особенно трудно людям, имеющим отношение к творческим сферам. Все меньше остается возможностей сохранять чувство собственного достоинства, потому что эта машина устроена таким образом, что она только набирает обороты.

Через некоторое время ей будет мало, чтобы человек молчал, затем ей понадобится какой-нибудь ритуал. Надо будет ритуально поцеловать дьявола в задницу, потому что иначе тебе жить не дадут.

Один древний российский рецепт — личная гигиена. Сейчас не те времена, когда можно изменить окружающую действительность, но всегда есть времена, когда можно не испачкаться и сохранить самоуважение, сохранить чувство собственного достоинства.

Для людей с некоторыми, так сказать, проблемными профессиями это будет очень непростой выбор, поэтому если есть возможность такому человеку уехать, надо уезжать, с какими бы тяготами он бы сейчас ни столкнулся за границей.

Лучше материальные тяготы, чем этический раздрай. Страшнее этого нет ничего, по-моему.

В России изменился климат, произошло локальное похолодание, ледниковый период. Вам может не нравиться это, но это так. Происходит это — как я теперь понимаю, написав десять томов истории — в силу совершенно объективных причин, это никак не могло быть иначе.

Это не навсегда, но это время нужно пережить. Для этого требуется стойкость, выдержка и надо быть взрослым. А взрослый — это ум, ответственность, самоуважение, уважение к другим людям и мужество, конечно.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(34)