Активисты из Бреста подозревают аккумуляторный завод в нелегальном выпуске продукции
Житель Бреста Алесь Абляк рассказал подробности о задержанной ночью фуре с батарейками и о гражданской вахте возле завода «АйПауэр».
Фото Алеся Абляка
В ночь на 13 мая активисты задержали фуру, выехавшую с территории аккумуляторного завода в Бресте. Сотрудники ГАИ остановили грузовик в 10 километрах от Дрогичина. В фургоне были аккумуляторы. Судя по документам, их везли завод 1AK-GROUP в Пинске. Они были полностью технически готовы к эксплуатации, не хватало лишь товарных этикеток.
По мнению активистов, на пинском заводе, который имеет общего с брестским «АйПауэр» владельца, аккумуляторы могли окончательно оформить для последующей продажи.
После осмотра грузовика сотрудники ГАИ отпустили его, а активисты обратились с запросом в КГБ и другие заинтересованные инстанции.
В комментарии «Брестской газете» глава администрации СЭЗ «Брест» Федор Колончук заявил:
— В режиме пусконаладки готовых аккумуляторов они не отправляют. Не могут отправлять. Без опознавательных знаков — это не готовая продукция. Может, они ее на доработку, например – ради бога. Готовых аккумуляторов под маркой «АйПауэр» они еще не выпускают. Они в режиме пусконаладки могут их выпускать, и готовые даже могут выпускать, почему нет.
Брестский активист Алесь Абляк рассказал «Салідарнасці» подробности о задержанной фуре и о гражданской вахте возле завода «АйПауэр». Он и другие активисты не согласны с мнением представителя СЭЗ о правомочности завода в режиме пусконаладки выпускать продукцию:
— Такое количество аккумуляторов при пусконаладочных работах не выпускают. Во-вторых, речь идет о полноценных аккумуляторах. Когда говорят, что ничего такого в этом нет, мол, можно аккумуляторы и в режиме пусконаладки выпускать… Так ведь можно и год в таком режиме работать. Выпускать АКБ, перевозить их в Пинск, там клеить товарные этикетки и продавать. Так и завод можно официально не запускать.
Возвращаясь к событиям сегодняшней ночи, Алесь рассказал, что к работе сотрудников милиции у активистов нет никаких претензий. Отреагировали на звонок, остановили грузовик, осмотрели содержимое фургона, не препятствовали ознакомлению с сопроводительными документами.
Алесь и его коллеги надеются, что после обращения в соответствующие инстанции действиям завода будет дана правовая оценка: можно ли предприятию работать по схеме, которую, как считают противники завода, они вскрыли.
— Вряд ли нам кто-то доложит об этой схеме, но мы надеемся, что из этой истории будут сделаны выводы, — говорит Алесь.
С 3 мая у стен завода дежурит вахта, состоящая из противников завода АКБ. Люди стали собираться здесь, когда заподозрили предприятие в нелегальном выпуске продукции.
В одну из ночей участники вахты сфотографировали дым из заводской трубы. Фото Алеся Абляка
— Стоим круглосуточно. Когда один человек, когда десять — зависит от дня недели. Ночью тихо, как только в каком-то цеху начнется работа, мы сразу услышим, — рассказал активист.
Ночью 2 мая противники завода во время рейда услышали шум на участке свинцовой ленты. К заводу стали съезжаться другие активисты, и работы на участке прекратились. Позже власти заявили, что люди могли ошибочно принять гул пролетающего самолета за работу конвейера.
По словам Алеся, с охраной завода у участников вахты конфликтов и трений не возникает: «Охранник иногда выходит сам к нашим поговорить. В целом, все спокойно».
Краткая история противостояния в Бресте
Строительство аккумуляторного завода в СЭЗ «Брест» началось в конце 2017-го. Запуск был запланирован на август 2018-го, но был перенесен на конец года. В апреле 2019-го была выпущена опытная партия аккумуляторов.
Приемка завода, назначенная на третью декаду апреля, не состоялась. Официально «АйПауэр» в данный момент работает в режиме пусконаладки.
Во время одной из акций
Начиная с 2018-го в Бресте и районе проходит протестная кампания. Ее участники заявлют, что завод строится с нарушениями и будет вредным для экологии и здоровья людей.
Еженедельные акции протеста в Бресте собирают десятки человек. Участники протестов регулярно сталкиваются с пристальным вниманием силовиков и преследованием со стороны властей.
Активист из Бреста: «Когда за тобой правда, страх пропадает»
Врач из Бреста: «Я жила обычной жизнью и вдруг превратилась в «революционера»
Читайте еще
Избранное