Адвоката Александра Данилевича приговорили к 10 годам колонии

Александр Данилевич

Судья Татьяна Фальковская в Минском городском суде сегодня огласила приговор политзаключенному адвокату Александру Данилевичу – 10 лет колонии. Адвокат не признал себя виновным и настаивал на том, что выполнял свои профессиональные обязанности.

— С момента ареста 20 мая 2022 адвоката Александра Данилевича держали под стражей почти 10 месяцев. И продолжают. В зале суда его держат в клетке как опасного преступника. Ни о какой презумпции невиновности тут речи не идет, — пишет коллега Данилевича Дмитрий Лаевский, юрист, адвокат, лишенный белорусскими властями лицензии (он слушал процесс непосредственно в зале и поделился своими выводами). 

Создается иллюзия, как будто большое дело и сложное преступление. Долго и неразборчиво зачитывались какие-то материалы, но что они подтверждают в обвинении, не говорилось.

А дело-то состоит всего из пяти томов. Значительный объем в них составляют рапорты КГБ и распечатки переписки, не имеющей отношения к содержанию обвинению.

Обвинение начинается словами «9 августа 2020 года в Республике Беларусь состоялись очередные выборы президента». Потом рассказывается о том, кого Центральная избирательная комиссия объявила победителем выборов и о том, что после этого Александр Данилевич действовал, «будучи неудовлетворенным озвученными результатами выборов».

Странное начало для обвинения, которое его авторы, вероятно, хотели представить как уголовное, а не политическое.

Александру Данилевичу инкриминируется два преступления.

Во-первых, пособничество в публичных призывах к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь (часть 6 статьи 16 и части 3 статьи 361 УК).

Обвинение утверждало, что Александр Данилевич, «являясь адвокатом, кандидатом юридических наук, обладая специальными познаниями в области юриспруденции», умышленно оказывал содействие спортсменам Герасимене и Опейкину (которые являлись его клиентами) «путем дачи юридических советов в области международного спортивного права».

Якобы его юридические советы содействовали подготовке обращений, которые Герасименя и Опейкин направили в адрес международных спортивных организаций — в частности, в адрес Международного олимпийского комитета, Международной федерации лыжного спорта.

В этих обращениях, как утверждает обвинение, распространялись «заведомо ложные сведения» о событиях, имевших место на территории Республики Беларусь («о ходе и результатах избирательной кампании», «о ситуации в социальной, экономической, политической сферах жизни общества», о нарушениях прав человека, «якобы совершенных представителями и сторонниками действующей власти»), и содержались призывы к проведению расследования, переносу спортивных мероприятий, введению санкций в отношении Республики Беларусь, Национального олимпийского комитета, должностных лиц.

Также обвинение утверждает, что помимо спортсменов, Александр Данилевич оказывал содействие «неустановленным лицам», которые после выборов 9 августа 2020 образовали стачечные комитеты на ОАО «Беларуськалий», «путем дачи юридических советов в области международного права».

Якобы он содействовал составлению обращений стачечного комитета ОАО «Беларуськалий» в адрес норвежской компании Yara, являющейся крупным покупателем калийной продукции ОАО «Беларуськалий».

Обвинение считает, что в этих обращениях излагались «заведомо ложные сведения» о событиях, имевших место на территории Беларуси — на те же темы, что и спортсмены, и были призывы к руководству норвежской компании Yara прекратить договорные отношения с ОАО «Беларуськалий», в том числе по приобретению продукции.

Во-вторых, содействие экстремистской деятельности (часть 1 статьи 361-4 УК)

Исходя из обвинения, такое преступление выразилось в том, что Александр Данилевич в марте 2022 «дал неустановленному лицу интервью для последующего размещения на интернет-ресурсе Tr*buna» (который в Беларуси объявлен «экстремистским»).

То есть, стоит уточнить: он дал интервью в Telegram одному из спортивных каналов, который не внесен в список экстремистских, а оттуда это интервью было перепечатано на «экстремистском» медиа.

Читайте еще

Конвейер репрессий. По доносу провокатора из чат-рулетки задержали очередного беларуса. В Москве арестовали журналиста, который сотрудничал с БЕЛСАТом

Конвейер репрессий. Умерла активистка Ольга Журавлева, покинувшая Беларусь из-за преследования. Созданное спецслужбами браузерное расширение «Стоп экстремизм» оказалось трояном

Конвейер репрессий. Нину Багинскую снова оштрафовали. Журналистке Оксане Ючкович вынесли приговор. Двухтомник Дунина-Марцинкевича исключили из списка «экстремистских» материалов

Конвейер репрессий. Задержан евангельский проповедник Николай Хило. Одинокую маму из Минска обвиняют по трем политическим статьям. Екатерина Костусева вышла на свободу

Конвейер репрессий. Сняли целый боевик — десять силовиков задерживают жителя Жабинковского района за комментарии. Мария Колесникова отмечает день рождения — уже четвертый за решеткой

Конвейер репрессий. Продали квартиру политзаключенного из «Вясны». Признали «экстремистской» группу в соцсети по продаже авто. Вновь осудили бывшего издателя «Новой газеты Сморгони»