Оппозиция предложила ЕС выставить Минску условия для снятия санкций

Пять лидеров белорусской оппозиции Анатолий Лебедько, Николай Статкевич, Сергей Калякин, Павел Северинец и Владимир Некляев обратились с открытым письмом к руководству Евросоюза с предложением выставить Минску ряд политических условий, прежде чем полностью отменять санкции. Татьяна Короткевич письмо не подписала.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Первым о письме белорусских оппозиционеров сообщило брюссельское издание EUobserver. Один из подписантов обращения, лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько в комментарии TUT.BY заявил, что изначально письмо не планировалось делать публичным, но рассказал о его содержании, поскольку информация уже стала достоянием гласности.

— Мы признаем суверенное право Евросоюза принимать точечные ограничения в отношении белорусских чиновников, которые нарушили белорусское и международное законодательство, а также — замораживать или отменять эти меры. Но ограничения были приняты не потому, что у кого-то в Брюсселе было плохое настроение. Были причины.

По словам Лебедько, приостанавливая действие санкций в отношении Минска на четыре месяца, Евросоюз не сообщил о «домашнем задании» для белорусских властей: что должно произойти в Беларуси за это время, чтобы санкции отменить окончательно.

— Раз мы этого не услышали, мы это сформулировали, как нам это видится. Это пошаговая дорожная карта. Первое — вернуть людям право выбора, изменить избирательное законодательство и правоприменительную практику. Палата (представителей) в ноябре собирается, эти изменения давно подготовлены. Мы принимаем бюджет за 30 минут, за 20 минут можно спокойно принять все эти поправки при наличии политической воли.

Второй пункт — расширение пространства свободы. Политики предлагают вернуться к замороженному в 1999 году формату круглого стола между властью и оппозицией при посредничестве ОБСЕ.

— В отличие от сегодняшнего «диалога», в переговорной площадке, созданной тогда миссией ОБСЕ, все было понятно. Были субъекты процесса, повестка обсуждения. Третий шаг — сама парламентская кампания 2016 года.

Если она пройдет честно, отмечает Лебедько, действительно исчезнут основания для введения санкций в отношении белорусских чиновников.

Письмо было направлено в конце октября председателю Европейского совета Дональду Туску, главе Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру, еврокомиссарам по внешней политике и политике соседства Федерике Могерини и Йоханнесу Хану, руководителям фракций в Европарламенте и главе Европарламента Мартину Шульцу. По данным Лебедько, письмо уже дошло до адресатов. Политик отметил, что эта идея обсуждалась в оппозиции давно.

— Нельзя отдавать диалог с Евросоюзом на откуп власти. Лукашенко использует Запад для решения своих вопросов. Если мы будем находиться на перроне и не предлагать свои идеи, это неправильно с политической точки зрения. Мы достигли делегитимизации итогов выборов, теперь вопрос — что дальше. Ушли в прошлое те времена, когда у оппозиции была монополия на поддержку в Европе. Сегодня тут конкуренция, и у власти ресурсов больше, чем у нас. Мы предлагаем вещи, понятные европейцам и американцам, потому что они базируются на демократических ценностях.

Если к концу года парламент не примет требуемых изменений в законодательство, можно будет «план А» оппозиции считать несработавшим и перейти к «плану Б», рассказал Лебедько. Однако он пока не стал раскрывать детали этого плана: «Он находится в стадии разработки, в это вовлечены многие люди».

По словам лидера ОГП, подписать это обращение к Евросоюзу оппозиционеры не предлагали экс-кандидату в президенты на последних выборах Татьяне Короткевич, потому что ее не было в стране. При этом Лебедько выразил готовность работать над реализацией плана «со всеми, кто его понимает, разделяет и готов продвигать».

Сама Короткевич в комментарии TUT.BY подтвердила, что ей не предлагали подписывать документ.

— Но у нас уже сформулирована по этому поводу позиция. Мы выступаем за диалог, но он должен быть обусловленный и пошаговый.

На вопрос, чем эта позиция отличается от той, что высказана пятью оппозиционерами, Короткевич отметила:

— Мы-то об этом уже заявили давно. В том, что касается круглого стола, мы считаем важным, чтобы все субъекты этого процесса имели поддержку в обществе. Мы на это работаем. Искусственно созданные собеседники, за которых попросил Запад, и такой диалог ни к чему не приводит, такой опыт уже был.

Политик считает, что пять оппозиционеров, которые подписали открытое письмо, не имеют поддержки в обществе.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)