Политика

«Самолеты, которыми пользуется Лукашенко, премьер-министру недоступны – не тот тарифный план»

Бывший дипломат Павел Мацукевич – о визите премьер-министра Романа Головченко в Египет и отношениях Беларуси с этой страной.

– Сперва несколько общих комментариев по визиту: он официальный, что предполагает максимум протокольных формальностей и гостеприимства, – пишет Мацукевич в свежем выпуске Пульса Ленина-19. – Набор знаков внимания определяется принимающим государством с расчетом на взаимность.

Из того, что попало в кадр в египетском случае – ковровая дорожка у трапа премьерского самолета, почетный караул, оркестр, исполнение гимнов и премьер-министр Египта, который собственной персоной прибыл в аэропорт для церемонии встречи коллеги из Беларуси.

Визит примечателен тем, что он первый в истории двусторонних отношений на премьерском уровне. При этом контакты глав государств, а тем более на других менее значимых уровнях случались неоднократно, но об этом чуть позже.

Путь из Минска до Каира с учетом необходимости облета совсем не близкий, занимает 6-7 часов лета. Эмбраер «Белавиа», который доставлял главу правительства, не может проделать такой путь без дозаправки, а правительственные Боинги 737 и 767, которыми пользуется Лукашенко и которым такие перелеты по силам, Головченко недоступны – не тот тарифный план.

Есть, правда, еще бизнес-джет Бомбардье, который иногда транспортирует премьера, но не в этот раз. Возможно, из-за длины списка сопровождавших лиц, не совместимой с салоном джета. 

Поэтому стандартный пассажирский Эмбраер и вынужденная посадка в Сочи для дозаправки. При чем по пути в Каир Головченко воспользовался дозаправкой для встречи с мэром Сочи, а вот как Роман Александрович скоротал время на обратном пути, пока баки самолета заполнялись керосином, осталось загадкой. 

Кстати, доставив Головченко в Минск премьерский борт вернулся к своим повседневным функциям и рейсовой программе: если верить флайтрадару, Эмбраер отправился с обычными пассажирами в Санкт-Петербург. Вот как близок премьер в Беларуси к народу и как далек его начальник.

Программа Головченко в Египте была стандартной для подобного рода визитов: политическая часть в виде переговоров и встреч в правительстве и парламенте, а также деловая – посещение предприятий и участие в бизнес-форуме. Сообщается, что форум принес договоренности на 12 млн долларов, треть этой суммы собрал контракт на поставку тракторов. 

Скорее всего, эти соглашения были бы подписаны и без форума, и без визита, но для расширения взаимодействия и появления новых контактов форум и визит несомненно важны.

Бросается в глаза отсутствие встречи премьер-министра Беларуси с президентом Египта. Такие встречи называются визитом вежливости гостя к главе государства. Возможно, президента Египта на момент приезда беларусского премьера не было в Каире или в стране.

Возможно, такой встречи не предполагает египетский протокол, хотя это представляется маловероятным, но нельзя исключать. Видимых причин не принимать главу беларусского правительства у президента Египта нет.

В беларусском случае программа визитов приезжавших в Минск высоких гостей из Египта, в частности министра иностранных дел в 2017 году и спикера парламента в 2018-м включали встречу с Лукашенко. И в этом смысле беларусская сторона могла рассчитывать на взаимность.

Пустыня, перепаханная беларусами

Сотрудничество между странами имеет давнюю историю, более старшую, чем возраст независимой Беларуси и дипотношений. Она уходит корнями в советские времена. 

Например, первые беларусские трактора доехали до Египта еще в 1965 году. С того времени МТЗ поставил в эту страну свыше 40 тысяч тракторов. Причем в мощностном диапазоне 80–90 лошадиных сил тракторам «Беларус» по состоянию на 2020 год принадлежало до 80% египетского рынка. 

Дипломатические отношения были установлены 1 февраля 1992 года путем обнародования специального коммюнике в Минске, Каире и Москве. Его текст был согласован загодя, также заблаговременно был оговорен формат установления дипотношений.

Присутствие Москвы связано с тем, что беларусский МИД вел коммуникацию с Каиром через посольство Египта в России, которое с тех пор и по сей день ответственно за сотрудничество с Беларусью — посол Египта в РФ аккредитован на Республику Беларусь по совместительству. 

В начале 2020-го замаячила тень открытия посольства Египта в Минске: египтяне вроде бы решились, беларусская сторона согласилась и предложила участки под него. Однако дипмиссии до сих пор нет. 

Посольство Беларуси в Каире открылось в августе 1997-го и стало первым беларусским диппредставительством в Африке. Первым послом в Египте был Игорь Лещеня, который уже в качества посла в Словакии осудил насилие после президентских выборов в 2020-м. Это один из самых профессиональных дипломатов независимой Беларуси.

История контактов на высшем уровне ведется с июня 1998 года – первого официального визита Александра Лукашенко в Египет. В 2015-м главы государств встретились на полях сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Затем в 2017-м и 2020-м состоялись еще два визита Лукашенко в Каир.

Единственный приезд президента Египта в Беларусь произошел в июне 2019-го. Сейчас есть расчеты на новый: Головченко заявил, что в Минске ожидают главу этого арабского государства с ответным визитом (ответ на приезд Лукашенко в Каир в феврале 2020-го).

Отношения между странами охватывают практически все сферы: от взаимодействия на международных площадках, торговли и кооперации до безопасности, образования и туризма. 

Египет, в частности, держит вторую строчку по популярности как туристическое направление для беларусов, уступая Турции: в 2023 году египетские курорты посетили 77 тысяч туристов из Беларуси.

Для сравнения — в 2021 году в Египет съездили 200 тысяч туристов, отправленных беларусскими турфирмами. Пиковый показатель был достигнут в 2019-м — 258 тысяч.

Кратчайший путь на Юг лежит через Запад

Ключевое направление сотрудничества между странами — экономическое. Хотя взаимная торговля не впечатляет большими цифрами. По итогам 2023 года товарооборот перевалил за 100 млн, из которых, правда, 75 млн — это беларусский экспорт. 

В истории двусторонних отношений бывало, что товарооборот скатывался до 9 млн (2003 год), так что 100 млн общей торговли и 75 млн экспорт в санкционную пору – это неплохой результат. Рекордным для беларусского экспорта был 2014 год: тогда Беларусь поставила в Египет продукции на 134 млн долларов. Мотивы визита Романа Головченко в Каир в том, чтобы еще более нарастить поставки с прицелом на соседние страны региона.

На Ближнем Востоке было два государства, которые рассматривались Беларусью на роль трамплина в мир торговли с арабскими и африканскими странами. Это Сирия и Египет.

Обе страны Лукашенко впервые посетил в 1998 году с разницей в несколько месяцев. Обе страны имеют выгодное географическое положение, с обеими странами у Беларуси завязался интенсивный политический диалог. Однако война в Сирии упростила выбор, исключив ее как вариант до лучших времен. 

Идея Минска, которую вроде бы разделял и поддерживал Каир в досанкционную эпоху, заключалась в том, чтобы выходить с общей продукцией на евразийский, арабский и африканский рынки. Примерами общей продукции являются созданные в Египте совместные производства грузовиков МАЗ и тракторов МТЗ, сборочная линия «Амкодор» и не только.

Реализации этой идеи должна помочь зона свободной торговли в Африке с участием Египта и заключение аналогичного соглашения между Египтом и ЕАЭС, которое пока еще в переговорном процессе. 

Однако есть и то, что так или иначе сдерживает эти замыслы и их участников. А именно западные санкции в отношении Беларуси и трудности с логистикой из-за потери доступа к портам стран Балтии и Украины, которые обеспечивали самые оптимальные варианты доставки в регион. 

Сам по себе санкционный шлейф Беларуси не является поводом для стран дальней дуги рвать отношения, но и форсировать их тоже. Тем более, если это сопряжено с осложнениями, например, для собственных связей с западным миром.

В частности, Египет по-прежнему заинтересован в сохранении стратегических отношений с США как ключевым союзником и важным экономическим партнером и вряд ли станет рисковать ими ради кооперации с Беларусью в создании зерновых хабов, если такая опасность возникнет.

Проблема не решается беларусским визитом в Египет или египетским в Беларусь. Для этого Минску нужно найти общий язык с США и ЕС. Прекращение репрессий и освобождение людей из тюрем — то, что не требует средств и усилий, но с очень высокой долей вероятности послужит взаимопониманию.

А это в свою очередь облегчит для Беларуси воплощение планов с Египтом и многими другими важными странами дальней дуги, связанными сотрудничеством с западным миром.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(11)