Общество

Светлана Добровольская

Зооволонтеры: «Часто слышим упреки из разряда «лучше бы помогали детям»

За права бездомных животных в Беларуси практически круглосуточно борются сотни зоозащитников. При этом собак и котов спасают за деньги неравнодушных белорусов, не дожидаясь помощи от властей.

«Мест, чтобы разместить спасенное животное, катастрофически не хватает»

Ирина Ковалерова из Бобруйска стала волонтером случайно.

– Была в отпуске зимой, листала сайты в интернете и наткнулась на объявление от волонтеров о поиске автопомощи для животного – помогла и осталась, – рассказывает она «Салiдарнасцi». Сейчас я председатель общественного объединения защиты животных «Добродетель». При мне за два с половиной года на обычном участке построили настоящий городок для спасенных собак – в этом помогла деревообрабатывающая организация, появился человек, который выделил деньги и поучаствовал в строительстве.

Фото babruysk.by

Первое время было непросто: дома варили каши, кормили собак пищевыми отходами из колонии, не имели бытовки, чтобы спрятаться от снега или дождя. Затем построили летнюю кухню, стационар. Сейчас в приюте на 11 сотках земли – более 200 собак и примерно 30 котов.

По словам Ирины, одна из проблем зоозащитников – отсутствие поддержки от властей:

– В Беларуси нет государственных приютов, а те, что есть, поддерживают только добровольцы. При теперешних зарплатах и эпидситуации помогают все меньше. Выйти на самоокупаемость почти нереально. Мест, чтобы разместить спасенное животное, катастрофически не хватает, а медицинский стационар – дорогое удовольствие.

В Бобруйске, в отличие от других городов, приходится выкупать животных из отлова, хотя по закону оплачивать его содержание там должен хозяин. У «Добродетели» немало расходов: стерилизация и кастрация, корм, вакцинирование, оплата бензина, аренды земли, налогов, коммунальные платежи – только на корм в месяц уходит 2 тысячи долларов.

Приют «Добродетель». Фото babruysk.by

На недостаток помощников приют не жалуется – в школах, колледжах и училищах проводятся сборы помощи, на расчетный счет переводят деньги, привозят медикаменты, корма для животных. Но помощь лишней не бывает, ведь приют помогает еще и животным, у чьих хозяев нет средств – котов и собак можно стерилизовать по низким ценам (от 15 до 60 рублей в зависимости от пола и размера животного), в том числе в деревнях. Как результат, гораздо меньше звонков о выброшенных на улицу котятах и щенках.

– Хотелось бы в ближайшем будущем ввести чипирование – так будет проще понять, стерилизовано животное или нет, – делится планами Ирина. – Легче будет отыскать пристроенную собаку, если она потерялась. Цена чипа – около 10 рублей.

Приют «Добродетель» работает ежедневно без выходных. Часы посещения для всех желающих – с 11.00 до 15.00.

«Когда животное готово к поиску нового дома, делаем красивые фотографии и рекламируем его»

Тамара Синявская из Молодечно – волонтер с пятилетним стажем. Начинала со спасения сбитой собаки, затем основала ООЗЖ «Шанс на жизнь» – за полтора года объединению удалось пристроить более сотни животных.

– Пять лет назад в городе сбили собаку – к ее спасению вместе со мной подключилось множество волонтеров, вскоре о ней узнал весь город, – рассказывает собеседница «Салiдарнасцi». – Спустя еще две недели мне позвонил ученик и попросил помочь животному – второй раз было легче: знала, к кому везти, каких людей подключить. Это затянуло. В прошлом году неравнодушные жители города создали Viber-чат, затем официально зарегистрировали общественное объединение. Сейчас в нем 21 человек, помогают еще больше, а в том самом чате, с которого мы начинали, – 118 молодечненцев.

Приюта для животных в Молодечно нет – все подопечные «Шанса на жизнь» находятся на передержках. Сейчас объединение опекает 40 котят, 10 взрослых котов и пять взрослых собак, из которых одна с травмой лапы. За полтора года через «Шанс на жизнь» прошли восемь тяжелобольных животных. Тамара Синявская описывает принцип работы:

– Бездомному животному ищем передержку, но это сложно. Затем везем в ветклинику, светим, чтобы выявить микроспорию, даем таблетку от паразитов, обеспечиваем карантин. Когда животное готово к поиску нового дома, делаем красивые фотографии и рекламируем его. Новым хозяевам отдаем с условием обязательной стерилизации, а через некоторое время проверяем, как живет кот или собака.

По словам Тамары, власти города не помогают «Шансу на жизнь», но и не препятствуют его деятельности. Об объединении не раз рассказывали газеты, были репортажи по телевидению. А что же обычные молодечненцы?

– В школе, где я работаю, дети знают о том, что я волонтер. Выпускники собрали помощь для подопечных, – делится Тамара. – В городских зоомагазинах, с которыми подписали договор о безвозмездной аренде части помещения, стоят наши корзины – люди кладут корм, лекарства, причем спрашивают у продавцов, что нужнее. Отзываются и на просьбы о финансовой помощи в соцсетях. Хотя нередко звонят и просят забрать найденных где-то щенков или котят. Часто слышим упреки из разряда «лучше бы помогали детям».

Тамара Синявская очень благодарна частной ветеринарной клинике «Ветпомощь», которая организовала для волонтерских животных льготные стерилизации и кастрации. Процедура эта недешевая – от 30 рублей за кастрацию кота до 150 рублей за стерилизацию собаки, – поэтому скидки очень кстати.

– Хотелось бы государственные пункты, где можно приютить животное на время, – мечтает Тамара. – А еще чтобы в школах детям рассказывали о добром отношении к животным.

«Посадила кота в старый школьный рюкзак и повезла в ветклинику»

Минчанка Анастасия Шишкова узнала о возможности помогать животным в девятом классе. Классный руководитель предложила создать акцию помощи бездомным животным – в октябре 2017 года школьники с собранной помощью поехали на акцию ООЗЖ «Эгида».

– Там были представители одного из частных мини-приютов столицы. Они спросили, хотим ли мы стать волонтерами? Решила попробовать: животных любила всегда, подкармливала бездомных котов во дворе, – рассказывает Анастасия. – Спустя неделю приехала на смену – все очень понравилось. За три года ни разу не пожалела, что начала этим заниматься.

Затем Анастасия начала сама спасать с улицы котов и собак. Опыт был: в 12 лет они с подругой нашли кота, а пока искали ему хозяев, устроили лежанку в подъезде и ходили кормить два раза в день. Четвероногого забрала Настина подруга. А в 2018 году девушка заметила на улице рыже-белого кота:

– Это мое первое кураторское животное. Не могла пройти мимо, так было его жалко. Нашла передержку – откликнулась девушка, знакомая по приюту. Посадила кота в старый школьный рюкзак и повезла в ветклинику. Кота назвала Бьёрн – теперь он счастлив дома. Спасать понравилось, поэтому стала браться за других животных.

Родители девушки отреагировали нормально: мама тоже любит животных, поэтому спокойно отпустила дочь в приют. Даже когда Анастасию укусила собака, помогать животным ей не запретили.

– До 14 лет у нас с мамой была договоренность – быть дома не позже 21.00, поэтому из приюта приезжала к этому времени. Непросто было совмещать школу и волонтерство. Мама не препятствовала, если я брала животных домой на передержку, – хотя здесь не все было гладко, – призналась Настя. – Родители спокойно относились к тому, что животное может что-то испортить. Сейчас у нас живет кошка Варя, которую я нашла в подъезде. Всего на моем счету – около 20 спасенных животных.

Одна из последних – кошка Клара: несколько месяцев ходила мимо нее и не решалась брать – надо было готовиться к поступлению. Нашлась передержка, поехали за кошкой – а ее нет. Только когда собирались уходить, появилась, но в руки не пошла, словили чудом. Поехали в ветклинику на срочную стерилизацию – оказалось, она рожает.

Появился на свет только один котенок, а через пару дней я увидела пост в сцосетях о поиске кормящей кошки для котенка, найденного на дороге. Спустя пару дней к двум котятам прибавились ещё четыре с улицы, и всех Клара выкормила. Котята выросли и разъехались по домам, а кошка еще ждет хозяина.

Быть зооволонтером – это не только гулять с собаками и гладить котов. Анастасия проводит много времени в социальных сетях за распространением рекламы кураторских животных, постов по сбору помощи. А еще привлекает к волонтерству одноклассников и друзей. В прошлом году девушка организовала в школе сбор помощи для приюта, затем ее привезли вместе с завучем.

– Хотелось бы, чтобы у нас в стране программа «отлов – стерилизация – выпуск» проходила на государственном уровне. К сожалению, пока об этом можно только мечтать, – резюмирует Анастасия.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(30)