«Заводам нужны дешевые кредиты, чтобы напугать санкции ростом своего промышленного производства»

Версия телеграм-канала «Письма к дочери»: почему Нацбанк вернулся к операциям по поддержке и изъятию ликвидности.

— На днях случилась важная, как мне кажется, история, причины и следствия которой я сам пока не вполне понимаю. Но попробую объяснить.

В понедельник Нацбанк объявил о возобновлении на регулярной основе операций по поддержке и изъятию ликвидности. Раз в неделю Нацбанк будет продавать деньги тем банкам, у которых их не хватает и покупать у тех, у которых образовались лишние.

В текущей банковской деятельности у всех банков регулярно случаются ситуации, когда им чуть-чуть не хватает денег на повседневные расходы. В этом нет ничего дурного. И это не значит, что у банка дела обстоят неважно.

Просто банку бывает выгодно купить сегодня что-нибудь ненужное, чтобы завтра продать это ненужное дороже. И завтра банк получит свой маленький гешефт, но на сегодня у него лишних денег нет.

А у другого банка, которому не повезло купить чего-нибудь ненужного, лишние деньги, наоборот, есть. И вот, чтобы не возникало разрывов в текущей банковской деятельности, Центральный банк проводит аукционы по регулированию ликвидности. Одним деньги продает, а у других покупает. Нормальная тема. Все центральные банки делают это.

Но белорусский Нацбанк отказался от регулярных аукционов с августа прошлого года. Потому что Нацбанк резонно опасался, что если дать банкам лишние рубли, то в условиях некоторой политической и финансовой нестабильности, они ни на что хорошее эти деньги не потратят.

А потратят совсем наоборот на доллары и евро. Поэтому деньги банкам Нацбанк выдавал нерегулярно и очень скупо. А со среды Нацбанк возобновляет регулярные аукционы. То есть, обзавестись рублями станет проще.

С одной стороны, это решение может означать, что с финансами все хорошо. Финансовая стабильность — стабильна, а рублю ничего не угрожает. Поэтому, можно уже не жадничать.

Но вот какая штука — признаков, свидетельствующих о тенденциях радикального улучшение функционирования белорусской финансовой системы в последнее время, не наблюдалось.

Вклады как оттекали, так и оттекают, инфляционные ожидания достигли такого уровня, что уже даже евразийский банк прогнозирует инфляцию больше 10%, прибыль банков падает, а бюджетный дефицит, наоборот, растет.

Стабильность валютного курса в данном случае так себе показатель. Курс стабилен, ровно по той простой причине, что Нацбанк не дает появиться на рынке лишним рублям, которые можно было бы потратить на валюту.

Так что причина может быть в другом. В том, что прежними методами Нацбанка не успевает дать банкам столько денег, сколько им нужно. Потому что заводам нужны дешевые кредиты, чтобы напугать санкции ростом своего промышленного производства.

И, потому что сколько ты не объявляй аграрную тревогу, а ни урожайность, ни надои молока от этого не растут. В общем без денег плохо, а с деньгами можно делать вид, что все хорошо.

И эта причина выглядит особенно релевантной на фоне разрешения использовать средства Агентства по страхованию вкладов для покупки облигаций Банка развития. Потому что весь смысл хранения денег в агентстве в том и состоял, чтобы не подвергать эти деньги лишнему риску.

И если теперь принцип хранения меняется, то получается, у властей появилась цель попривлекательнее, чем обеспечивать гарантии чьих-то там вкладов.

Конечно, отмена ограничений не значит, что деньги будут раздавать направо и налево. И я не сомневаюсь, что Национальный банк будет и дальше жадничать в меру своих возможностей. Просто возможностей жадничать у него станет меньше, а рублей у банков станет больше. И как показывает практика, белорусский финансовый рынок устроен таким образом, что при первых же признаках турбулентности, лишние рубли неизбежно заканчивают свой путь конвертацией в вечные ценности. В доллары или, скажем, для разнообразия в евро.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(40)