Комментарии

Игорь Синякевич

Зачем в России заговорили о «присоединении Смоленска к Беларуси»?

В России внезапно началиcь разговоры на тему «Беларусь и Смоленск».

Фото Алеся Буракова, DW

12 февраля 2020 года произошло малозаметное событие с далеко идущими последствиями. В эфире одного из ютуб-каналов Игорь Стрелков (Гиркин), ответственный за развязывание войны в Донбассе, заявил: «В конце концов, Лукашенко мог бы Смоленск присоединить к Беларуси и войти в историю как первый «великий литвин». Почему нет?».

Эта же тема – Смоленск как белорусский Крым – всплыла на днях в интервью московского философа Максима Горюнова «Свабодзе»: «У Беларуси были бы проблемы, если бы Беларуси принадлежал Смоленск. Ведь Смоленск с точки зрения российских фантазий о самих себе — это как Крым. Но поскольку Смоленск в России, то придраться к Беларуси особо не за что».

Сами по себе высказывания вроде бы безобидное: если бы да кабы, граница туда, граница сюда, Смоленск как Крым, «Русский мир» – без границ, ну и «Белорусский» туда же. Вроде бы по недомыслию другому приписывается собственная логика, с больной головы валят на здоровую.

В то же время мы имеем множество примеров того, как масштабные пропагандистские кампании в России начинаются с заявлений малозначительных личностей или организаций. Свежий пример – пересмотр оценки пакта Молотова-Риббентропа и ответственности Советского Союза за начало второй мировой войны, который начался со статьи «Малоизученный пакт» научного директора Российского военно-исторического общества Михаила Мягкова, опубликованной в газете «Известия»15 марта 2019 года. Автор без обиняков оправдывал соглашение тем, что по нему к СССР отходили территории, которые когда-то входили в состав Российской империи (блестящий анализ этого текста сделал известный историк Марк Солонин).

Казалось бы, мало ли кто там что написал. Но спустя 9 месяцев в защиту пакта выступил на саммите ЕврАзЭС уже Владимир Путин.

Нарратив о «подвижности» и «временности» белорусских границ все чаще появляется в медийном пространстве. Начиная с многочисленных исторических очерков и заканчивая шуткой белорусской команды КВН «Дети Тьюринга» про выход к морю за счет «затопления Литвы».  А что почувствовали бы мы, белорусы, если бы кто-то из наших соседей пошутил про «затопление Беларуси»?

Гражданская нация является производной от государства, а границы страны определены и неизменны. Примешивать сюда исторические экскурсы в духе этнического национализма опасно и контрпродуктивно. Полагаю, что сознательно или неосознанно авторы таких дискуссий ведут общественное мнение по деструктивному пути. Я уже не говорю про дебильные шутки.

Лучший способ гарантированно сохранить и развить белорусский этнос, культуру и язык – сохранить и развить белорусское государство, поскольку никакие другие страны этим заниматься не будут. А для этого нужно развивать белорусскую гражданскую нацию, так как персоналистский авторитарный режим в силу естественных причин не может быть такой опорой вечно.

И тут надо твердо уяснить, что гражданская нация существует исключительно в пределах существующих границ государства. А формирует гражданскую нацию не что иное как правовая система, свод правил.

В фильме «Шпионский мост» персонаж Тома Хэнкса адвокат Джеймс Донован говорит своему оппоненту из ЦРУ: «Я – ирландец, вы – немец, но что делает нас американцами? Только одно: свод правил. Называется Конституция. Мы соглашаемся с правилами и это делает нас американцами».

Полагаю, тоже самое можно сказать и про швейцарцев, и про любую другую зрелую гражданскую нацию. И раз уж всем так нравится идея «восточноевропейской Швейцарии», полагаю необходимым определиться с неизменностью белорусских границ.

Считаю крайне важным дополнить второй абзац статьи 9 Конституции («Территория Беларуси едина и неотчуждаема») следующим положением: «Запрещено увеличивать территорию Республики Беларусь за счет присоединения других государств либо территорий, относящихся или относившихся ранее к другим государствам».

Отсутствие экспансивности, имманентно присущее белорусам, нужно закрепить в Основном Законе. Такая инициатива укрепила бы репутацию Беларуси как донора стабильности в регионе. Возможно и другие страны, в том числе наши соседи, придут к пониманию необходимости законодательно оформить отказ от посягательств на чужие территории.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.2(113)