Комментарии
Владимир Некляев, Zapraudu.info

Зачем Беларуси добираться до Европы через Азию?

В газете «Известия» появилась программная статья действующего премьер-министра и наверняка будущего президента России Владимира Путина с изложением его видения перспективы развития так называемого «постсоветского» пространства. Опытный политик Путин воспользовался для публикации своей программы газетой, сохранившей в глазах государственных служащих бывших союзных республик репутацию наиболее солидного издания. Он точно знал, кому адресовать свои слова.

Как воспринимать их нам – гражданам суверенной Республики Беларусь?

Говоря о грядущей евразийской интеграции, Владимир Владимирович ни словом не упоминает тот проект, который долгие годы трактовался государственной пропагандистской машиной как в России, так и в Беларуси как вершина интеграционных усилий лидеров обоих государств.

Из этого можно сделать вывод, что на Союзном государстве Беларуси и России поставлен крест. Не дождавшись внятного ответа от Александра Лукашенко, чего же он на самом деле хочет, российские правители дали этот ответ сами: ничего! Кроме дармовых денег. А они закончились. Шла долгая игра, в которой Беларусь получила огромные ресурсы, так ничего путного с ними и не сделав, не сумев ими распорядиться.

Россияне это поняли. Поэтому Путин рассматривает образованное Таможенным союзом пространство как зону свободной экономической конкуренции, в которой все субъекты хозяйствования будут действовать на равных условиях, подчиняясь общим правилам, выполняя решения общего экономического суда. Такой поворот к рыночной экономике можно было бы только приветствовать, если бы время, прошедшее с 1996 года (с момента изменения белорусской Конституции и превращения автократического режима в диктатуру) не стало для Беларуси временем ухода в противоположном направлении. Россия и Казахстан шли в рынок, создавали условия для нормального развития крупного и среднего бизнеса, снимали оковы с рук бизнеса малого, а Беларусь оковы своему бизнесу ковала и ковала. И сейчас, когда показатель коррупции в Беларуси зашкаливает, когда до зарезу нужна валюта, и частный бизнес всех уровней оказался последней дойной коровой (или точнее: козой, потому что по «удоям» на корову не тянет), как он будет чувствовать себя в равных условиях с российским или казахским капиталом? А так, как коза в равных условиях с волком. Не успеет что-нибудь пробэкать, как останутся от нее рожки да ножки, да и те пойдут на раздел между российскими и казахскими олигархическими структурами.

А что нам, «памяркоўным беларусам», достанется?

Хвост.

Если не то, что под хвостом.

Из статьи Владимира Путина в газете «Известия» следует, что Александр Лукашенко был плохим президентом. Не только потому, что стремился к диктатуре: пусть кто-нибудь скажет, что демократом был Августо Пиночет, спасший экономику Чили! Не только потому, что боролся за усиление власти – а за что боролись Бисмарк или де Голль? Лукашенко плох главным образом потому, что усиление власти стало для него самоцелью – без стратегического видения дальнейшего пути. Он не подготовил Беларусь к выбору. К вызову. Клятвенные заверения в том, что его «никто не наклонит», смешно звучат в стране, стоящей враскорячку. В позе весьма удобной для определенных действий.

То, что мы сорвались в штопор и падаем со все возрастающим риском разбиться насмерть – вовсе не результат экономического кризиса. Или экономических санкций, которых нет. Это результат бездарной политики, вызванной полным отсутствием стратегического планирования. Потому что заложить в бюджет заниженную цену на газ – не значит определить место страны в европейской экономической системе. Точно так же, как отдать приказ сохранить урожай – не значит накормить страну. Не приказами страна кормится. Ожидать, что весь цивилизованный мир, за которым Лукашенко не захотел «повести свой народ», остановится в развитии из-за того, что так хочется какому-то «бульбаши», изначально определяло поражение.

Можно понять Владимира Путина, когда он пишет: «Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом». Он предлагает трем членам Таможенного союза начать движение от рыночной автократии тихоокеанских «тигров» к европейской рыночной демократии. Остается лишь пожалеть, что Путин не предложил нашим странам совместно подать заявку на вступление в Европейский союз. Боюсь, без этого инициированный им интеграционный проект рискует рано или поздно превратиться в «младшего брата», подрабатывающего гастарбайтером на рынке сбыта для наиболее динамично развивающегося в регионе государства – Китая.

Для нас вопрос в том, что получит Беларусь в результате принятия путинского предложения? Дешевый газ еще на полтора года? А зачем? Чтобы поддержать на плаву нерентабельные предприятия? А для кого? Для новых хозяев – российских олигархов? Так эти предприятия им и даром не нужны. Как показывает опыт торговли белорусского правительства с господином Дерипаской, новым хозяевам даже стены наших предприятий (а ведь речь идет о наших машиностроительных гигантах!) без нужды. А уж продукция – и подавно! Миф о соотношении «цена-качество» можно похоронить вместе с «уникальной белорусской» экономической моделью: дешевле по цене процентов на десять, а по качеству хуже – на сто. Чтобы убедиться в этом, достаточно пересесть с автобуса «Мерседес» на автобус, произведенный на МАЗе. Утверждать, что белорусский автобус меньше чадит и не так трясется, могут только граждане очень больших патриотических чувств, готовые вступить в партию «Белая Русь», которая в случае развития предначертанных Владимиром Путиным процессов неизбежно сольется в экстазе с партией «Единая Россия».

Еще полтора года назад, когда у людей и предприятий были деньги, можно было продать России по приемлемой для обеих сторон цене то, что все равно никому, кроме нее, не понадобилось бы, вложить полученные деньги в модернизацию остальной промышленности и провести необходимые реформы. Я и предлагал это во время президентской кампании – Лукашенко кричал, что оппозиция готова распродать Беларусь. Сейчас поезд ушел. Но хвост еще виден – и Путин предлагает вскочить в последний вагон. Причем, влиять на выбор маршрута мы уже не сможем. И путь определен, и машинист известен.

Российский лидер справедливо напоминает: «Большие перспективы у гуманитарного сотрудничества в науке, культуре, образовании, у взаимодействия в сфере регулирования рынков труда, создания цивилизованной среды для трудовой миграции. Нам досталось большое наследство от Советского Союза – это и инфраструктура, и сложившаяся производственная специализация, и общее языковое, научно-культурное пространство. Совместно использовать этот ресурс для развития – в наших общих интересах». Надо понимать: в интересах людей. Русских, белорусов. Но уже сегодня самые инициативные, самые работоспособные бегут из Беларуси! Молодежь, способная выучить язык и получить образование, эмигрирует, чтобы не возвращаться. И даже не по политическим мотивам – от безысходности. Среднее поколение выезжает на заработки, и когда им надоедает мотаться по свету, оседает где-нибудь там, в России – и со временем семью туда перевозит. Но чаще – только детей, родителей оставляя стареть здесь.

Остаются не те, кто кормит, а те, кого нужно кормить. Спросите у любого лукашенковского «карманного олигарха», где он держит свои деньги? Один – в Австрии, другой – в Германии, третий – в Израиле или России. В тамошних банках эти деньги работают не на нашу страну. Как не на Беларусь сработали обреченные растаять вместе со здоровьем обреченного Чавеса «венесуэльские инвестиции».

Новый интеграционный проект Путина сквозняком выдует из Беларуси все, что еще хочет, способно в ней удержаться. Останется разве что земля, которую уже сегодня тайком делят чиновники, да старики, не способные на земле работать, себя обеспечивать. И, может быть, останется кто-нибудь «исполняющий обязанности Лукашенко» – то есть, назначенный (разумеется, через «выборы») правитель, который должен будет сдерживать рост недовольства аборигенов-белорусов и контролировать неприкосновенность транзитных магистралей. Тут не будет места не только лукашенковскому «социальному государству», но вообще никакому суверенному государству, каким бы оно ни было.

У меня нет сомнений в том, что премьер-министр и будущий российский президент желает добра России и россиянам. У меня претензии вообще не к Путину, который, как руководитель страны, думает, за счет чего и кого ее можно укрепить. Я не сомневаюсь даже в том, что он желает добра Беларуси и белорусам – так, как он это добро понимает. И как он понимает нас.

«Чем фигово тебе в русском стане?

Тот же дух. Та же кровь. Та же речь.

И серебряный есть подстаканник

Пить культурно и руки не жечь!» –

написал я когда-то в поэме «Русский поезд», имея в виду то, как Русь великая понимает Русь белую. А как понимаем самих себя и то, что для нас добро, мы?.. Вот тема диалога власти и оппозиции. Того диалога, который власть все не осмеливается начать.

Почти два десятилетия мы упражняемся в каких-то безумных, не свойственных белорусам, шаманских заклинаниях, песнопениях и плясках. В результате белорусское «экономическое чудо», к 17 годам окончив школу и не поступив в институт, может быть забрито в русскую армию. И будет все, как было. С некой коррекцией, учитывающей время и обстоятельства.

Ответ на вопрос: «Кто виноват?» – известен. Ответа на вопрос: «Что делать?» – нет.

Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, и выходили люди на площадь 19 декабря. Народ вышел спросить: в чем наше будущее? Власть сказала: в наручниках.

Но это не ответ. Это преступление, совершенное не только в отношении Андрей Санникова или Николая Статкевича, Дмитрия Бондаренко или Дмитрия Дашкевича, а в отношении всей страны, всего народа. Белорусов, которые пытаются осознать: кто они? Куда и зачем идут, если не стоят на месте?

Не назад ли в будущее?..

«Вхождение в Евразийский союз, помимо прямых экономических выгод, позволит каждому из его участников быстрее и на более сильных позициях интегрироваться в Европу», – утверждает российский лидер. Возможно. Я за то, чтобы в Европу интегрировалась не только Беларусь, но и Россия. Но, если судить по географической карте, Беларусь как раз в Европе. Так зачем нам разворачиваться и добираться до нее через Азию? Или знание географии нам ни к чему?..

Своевременную статью опубликовал Владимир Путин в газете «Известия». Полезную для мозговарения.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)