Общество
Анастасия Зеленкова

За что режиссеру Пинигину пришлось каяться перед феминистками

Мужское представление о женщине известного режиссера Купаловского театра Ивана Пинигина вызвало бурю возмущения со стороны феминисток. Чем закончилась дискуссия о женщине в современном мире, и почему белоруске пришлось отказываться от женственности ради карьеры в Швеции — в репортаже «Салідарнасці».

Бурная дискуссия о роли женщины в современном мире разгорелась во время обсуждения выставочного проекта белорусско-шведской художницы Людмилы Христесевой «Sustainidentity», которая проходит в Историческом музее Беларуси.

История этой молодой женщины — белоруски, добившейся успеха в Швеции, необычна и в то же время очень показательна. Людмила родилась и выросла в Могилеве, получила образование в Витебске. Однако жизнь сложилась так, что последние 15 лет она живет в Швеции. Чтобы вписаться в шведское общество, ей пришлось очень сильно изменить не только мировоззрение, но и свой внешний облик.

— Когда я стала жить в Швеции, я поняла, насколько сильно отличаюсь от шведских женщин. Но поскольку моя цель была внедриться в общество, я попыталась в первую очередь изменить себя, — рассказывает Людмила. — Все началось с внешности, одежды. В Беларуси меня ничего не беспокоило. Я была молодая симпатичная девушка с длинными ногами, и мне казалось, что все в порядке. Однако попав в страну феминизма, я начала задумываться над многими вопросами. Было удивительно, что то, что в Беларуси является нормой, в Швеции считается навязанными стереотипами.После внешнего изменения я начала копать глубже и пытаться понять, что такое женщина? Ей становятся или рождаются, и какие факторы влияют на то, как женщина выглядит в одном обществе или другом?

Сегодня на вопрос, является ли она феминисткой, Людмила четко отвечает:

— Да, конечно. И не только я, но и мой муж является феминистом. Это нормально. Я хочу быть равной вместе с мужчинами и не хочу быть дискриминированной только потому, что я рождена женщиной. А такая дискриминация до сих пор существует даже в шведском обществе.

Между тем попытка обсудить права женщин в белорусском обществе вызвала целую бурю негодования со стороны феминисток. Больше всего досталось режиссеру Купаловского театра Ивану Пинигину, которому пришлось отдуваться за всех белорусских мужчин. Он долго говорил о том, насколько важную роль в этом вопросе играет культура и воспитание, и что наша система и законы не рождают понимания гендерного равенства. Но потом «прокололся», признавшись:

— Кстати, я как работодатель в своей студии всегда девочкам-журналисткам меньше платил, чем парням. А зачем, если она и так смотрит тебе в рот и всем довольна и счастлива?

— Ну, это ж неправильно! — возмутились в зале.

— Конечно, неправильно, — согласился Пинигин. — Но я так делал.

— Если бы в РБ работали законы, вы бы так не делали! — заявила присутствующая в зале феминистка Ирина Соломатина и бросила возмущенно: — Это какой-то криминал! Вы говорите дискриминационные вещи!

— Да я каюсь в них! — попытался оправдаться режиссер. — Это публичное раскаяние! Мой опыт.

Но было уже поздно.

— Странно, что мы находимся на выставке, которую сделала женщина, а опытом делится мужчина, — не унимались феминистки.

— Я сделал экскурс в свои представления и покаялся. Ну что мне еще сделать? — практически умолял Пинигин и заверил присутствующих: — Теперь я хороший.

Своим представлением о разнице понимания прав женщин в Беларуси и Швеции поделился и шведский посол Мартин Оберг.

— На протяжении многих лет я работал в России, Беларуси и заметил один парадокс. Еще в 90-е годы для шведок права женщин – это были права на работу, на равную с мужчинами оплату труда. Для женщин с востока Балтийского моря – это право не работать.

О своем личном опыте в вопросе гендерной дискриминации и о том, может ли женственность помешать карьере, рассказали и другие участники дискуссии. Модель, предприниматель и создатель проекта BelarusFashionWeek Янина Гончарова поведала, как тяжело ей пришлось бороться со стереотипом, что все модели и красивые женщины глупы по определению. А шведка Луиз Валленберг, эксперт по гендерным вопросам и моде, рассказала, зачем она носит мужские одежды.

Предлагаем наиболее любопытные высказывания, позволяющие понять разность культур и подходов на проблему гендерного равенства.

Янина Гончарова: «Когда я попала в модельный бизнес, эта сфера приклеила ярлык»

— Когда мне было 18, с темой феминизма я сталкивалась не так часто. Я себя позиционировала, как человека умного, с определенным стержнем. Но когда я попала в модельный бизнес, эта сфера приклеила ярлык. Считалось, что красивые женщины, которые отличаются привлекательной внешностью, не могут быть равны с мужчинами в социальном выражении, они не могут добиваться профессиональных успехов. Их удел — удачно выйти замуж.

Мне пришлось бороться с этими стереотипами. И доказывать, что я из себя что-то представляю. На сегодняшний день я имею несколько высших образований, стажировалась за рубежом, уже 10 лет руковожу собственными проектами.

Вместе с тем считаю, что женщина должна оставаться женственной. Та ситуация, которая происходит в Европе, мне кажется крайностью. Если мужчина открывает вам дверь или несет тяжелые вещи – это нормально. Не нужно быть настолько феминистичной, чтобы смешивать понятие гендерного равенства с какой-то капризностью, заявляя: «Я все сама».

Женщина – это женщина по своему рождению, и она действительно может принимать участие в жизни общества, как и мужчина, но при этом она должна оставаться женщиной, у нее есть обязанности, которые никуда от нее не уйдут. Это семья, материнство, забота о детях.

И надо получать удовольствие от того, что ты женщина. Успешной, красивой женщиной быть прекрасно.

Луиз Валленберг: «Я поняла, что из меня сделали Луиз»

— Всю свою жизнь живу вот с этим гендерным осознанием, и не было бы ни дня, когда бы я не задумалась, что есть мужчина и женщина. До 20 лет у меня было о себе очень конкретное представление, я думала, что я – это я – Луиз. Когда же я в университете познакомилась с теорией феминизма, многое для меня было шоком. Я поняла, что из меня сделали Луиз.

Когда в 90-е годы я начала преподавать в университете, мало кто из студенток мог выйти на улицу и сказать, что я феминистка, но совсем недавно, когда я проводила опрос, все студенты громогласно заявили,что являются феминистами. И мужчины и женщины.

Иван Пинигин: «Самые развратные люди были советские люди»

— В одну из моих первых поездок за рубеж в 1988-м мы как раз попали в Стокгольм. Тогда мы и почувствовали эту огромную разницу между нашими менталитетами, — рассказывает Иван Пинигин. — Была невыносимая для Швеции жара. Мы ходили в шортах, и на нас все жители Стокгольма смотрели с удивлением: как, это же пляжная одежда? А параллельно мы снимали фильм, и просили прохожих: давай обнимемся, ты скажешь нам «Хэллоу, русские!», а мы скажем «Привет, шведы!». Вот с такой просьбой мы подошли к шведке, которая внешне была абсолютно свободной, но на наше предложение она смутилась и покраснела. Мы несколько раз перезаписывали этот подход.

Тогда я и понял, что самые развратные люди были советские люди. Потому что, чем больше был идеологический пресс, тем больше по горизонтали мы уходили в отрыв.

Луиз Валленберг: «Мне нравилось выглядеть так, чтобы невозможно было определить, мужчина я или женщина»

— Я никогда не хотела стать мужчиной, но в некоторые моменты своей жизни я надевала мужскую одежду. И, как мне кажется, именно тогда я выглядела очень привлекательной, как женщина. Мне нравилось выглядеть так, чтобы было невозможно определить, мужчина я или женщина.

Мне кажется, что, будучи женщиной, есть больше возможностей проявлять различные интересы. У меня очень хорошо, например, получается совмещать увлечение хоккеем, футболом и классическим балетом. И в этом мне могут позавидовать мои друзья мужчины. Я могу надеть мужскую или женскую одежду, и никто на это никак не отреагирует, тогда как, если бы мой муж надел юбку, это вызвало бы вопросы. Пожалуй, будучи женщиной в Швеции, можно даже получить какие-то расширенные возможности.

Иван Пинигин: «Равенства мужчин и женщин никогда не будет на славянских территориях»

— У нас было когда-то самое толерантное государство, где на любой площади стояли и церковь, и костел, и мечеть, и от этого шло и толерантное воспитание: и в отношении к женщине, и в отношении к религии. Но потом после революции этот маятник качнулся в другую сторону. И женщины сказали: «Мы дадим равенство». И символом этого равенства стали оранжевые жилеты, в которых наши женщины укладывали трамвайные пути.

После перестройки маятник снова качнулся в другую сторону, когда действительно многие девочки хотели быть проститутками, как бы ничего не делать и просто получать большие деньги. То есть было очень много бытовых, политических моментов, которые разбалансировали славян из-за этого вечного маятника максимум.

Равенства никогда не будет на славянских территориях. Очень долго надо к этому приходить.

Людмила Христесева: «Женщина должна выглядеть, как ей удобно»

— Это стереотипы и предрассудки, как женщина должна выглядеть. Женщина должна выглядеть, как ей удобно. И не обязательно носить определенные одежки. Если женщине комфортно в брюках — так тоже должно быть. Если мы не хотим просто функционировать как животные.

Алена Попова: «Когда я вижу красивую женщину, мне жаль, что я не мужчина»

— У меня никогда не было ситуации борьбы с мужчинами, — отмечает доктор гуманитарных и социальных наук Алена Попова. — Все ситуации соперничества, которые у меня возникали, связаны с профессиональной сферой, вот там нужно пободаться. Но со временем я заметила, что если следовать выражению Черчилля: «Согласись с собеседником, и ты будешь прав» — оно работает быстрее и сохраняет время и нервы не только твои, но и окружающих.

Мне нравится быть женщиной, мне нравится быть в окружении женщин. Единственное, о чем сожалею, это то, что, когда я вижу красивую женщину, мне жаль, что я не мужчина. Потому что, как ее обольстить, я хорошо знаю.

Иван Пинигин: «Любите друг друга мальчики – молодцы!»

— Все разрешается государством. Чем более максимальный веер таких законов, тем быстрее приходит осознание. Через семью, через вот эту систему законов, не надо ничего и выдумывать. Хочешь девочкой быть – будь девочкой, хочешь мужичком – стань мужичком. Любите друг друга мальчики – молодцы, полюбил девочку –вперед. Пусть цветут все цветы!

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)