Юрист: Сделки с конфискованным у политэмигрантов имуществом не будут считаться законными
Власти начали арестовывать родственников своих политических оппонентов, уехавших из страны, а также угрожать конфискацией имущества. Своим мнением о новых репрессивных практиках с Филином поделился председатель Белорусского Хельсинкского комитета Олег Гулак.
— В Беларуси с лета 2020-го «не до законов». И все же, можно ли дать какую-то правовую оценку словам Лукашенко, обращенные к покинувшим страну белорусам: «Возвращайтесь, на колени, кайтесь»?
— Я думаю, что такие заявления не стоит рассматривать с точки зрения закона. Это шаг не юридического порядка. Это говорит о том, что власть не видит иного варианта развития событий, кроме продолжения репрессий. Подчеркивая тем самым, что все было сделано правильно, настаивая на этой своей правде.
В любом случае, юридического аспекта я здесь не вижу.
— Наивный вопрос: стоит ли ждать, что люди начнут возвращаться после таких «приглашений»?
— В данной ситуации каждый индивидуально должен решать, какие выводы из этого делать. Здесь активно демонстрируется силовая позиция государства. И если это государство не то, что не покается за содеянное, а и дальше будет настаивать на своей правоте, отстаивать свою позицию… Люди уезжали из-за опасности, и эта опасность никуда не делась.
— «Покаянные» видео задержанных из милицейских кабинетов стали обыденностью. Теперь мы наблюдаем атаку на родных Павла Латушко. Не напоминает ли это практику, распространенную в Чечне?
— Тут еще вопрос, кто первым начал практиковать подобное. Это лишний раз подтверждает, что логика авторитарных систем повсюду одинаковая.
Она не зависит от национального, этничного фактора. Это логика силовая, репрессивная. И она в конечном итоге к таким последствиям и приводит.
— Может ли такая практика распространиться на других белорусов, уехавших от преследования из Беларуси?
— Такие прогнозы — не самое благодарное дело. Но я не вижу ответа на вопрос: что может затормозить (силовиков) на этом пути? Мало что может сегодня повлиять на измение таких подходов, а сами они пока готовности менять свои методы не демонстрируют.
— Власти начали угрожать арестом имущества, в том числе жилья. У дочери Латушко уже арестовали квартиру. Представим себе ситуацию, когда, например, конфискованное жилье будут передовать третьим лицам. Какие могут быть у этого последствия?
— Если для подобных конфискаций будут найдены определенные подходы, они будут каким-то образом легализованы, то важно понимать, что такая легализация в сегодняшних условиях не делает эти методы правовыми.
Соответственно, законность подобных актов и последующих сделок с имуществом будут под большим вопросом.
Читайте еще
Избранное