«Холуйство, оно, прежде всего, не в Кремле, а на «среднем» уровне»
Недавно художник Алексей Меринов открыл галерею своих карикатур в интернете. В интервью он рассказал, когда политической сатире жилось вольготнее, чем грозили ему ветераны КПСС и какая часть лица у Владимира Путина наиболее характерная.
– Когда опубликовали твою первую политическую карикатуру?
– В 1990 году в «МК». Нарисован был Ельцин, стоящий в лодке в море слез, текущих из очей союзного премьера Рыжкова. У Рыжкова тогда была кличка «плачущий большевик», а Борис Николаевич утирал ему слезы.
По нынешним временам — тьфу, никто бы и внимания не обратил. Тогда же секретарши редакции не успевали отвечать на звонки ветеранов КПСС, грозивших оторвать мне все конечности.
– А твои рисунки часто снимали с полосы?
– Мне каждый раз заказывают нарисовать что-нибудь про послание президента Федеральному собранию. Я это делаю, но карикатура непременно слетает.
Был у меня такой рисунок: Путин в виде царя выступает на трибуне, а сзади шут держит его мантию так, что из под нее видна голая задница. Из-за кулис выглядывает генерал и с выпученными глазами кричит шуту: «Опускай занавес!»
Мне потом в редакции говорят: «Ты что, нельзя, там же Гусев (главный редактор «МК». — The New Times) в зале сидит». Я удивился: «А на фига вы мне тогда заказывали? Неужели думали, что я нежную пастораль наваяю?»
Но надо отдать должное: через несколько дней рисунки публикуются. Правда, к другим материалам.
– Когда на твоей памяти рисовалось свободнее всего — в 80-е, 90-е или «нулевые»?
– Конечно, в середине 90-х. Я тут недавно копался в своих архивах и изумлялся: неужели это печатали? Ельцин, Хасбулатов, Руцкой, Чубайс, Гайдар, Шумейко... Кириенко у меня однажды был нарисован в виде резинового изделия. Сейчас бы я просто время на подобное тратить не стал, а тогда была вольница сумасшедшая.
При этом в Кремле обижались, но терпели. Разве что были звонки Гусеву с угрозами не пускать наших журналистов в Кремль и Верховный совет. Страшная кара, конечно.
– Несколько лет назад ты проиллюстрировал 100 цитат Путина. Правда ли, что большую часть тиража книги пустили под нож?
– Да нет, вроде тираж вышел весь. А вот на стадии подготовки были некоторые странности. То агентство по распространению, с которым у издателей был договор, наотрез отказывалось развозить книжку по магазинам. То в самих магазинах нежданно заканчивались свободные полки. И все показывали пальцем «наверх» и говорили: друзья, вы совсем что ли не понимаете, какие времена настали? Тут, главное, надо было состроить идиотскую рожу, выкатить глаза и шепотом спросить: «А какие? Расстрелы будут?» Короче, книжка все-таки вышла. И кстати, расстрелов так и не было. Потому что все это холуйство, жополизание, оно, прежде всего, не в Кремле или в Белом доме — оно вот на этом самом «среднем» уровне.
– Кого из известных политиков рисовать легче, а кого — сложнее? С художественной точки зрения.
– Мне всех сложно, потому что портретист из меня, мягко говоря, никакой. Да и смысл карикатуры все же не в похожести персонажей. Тут важен сюжет, а похожесть можно придать каким-то одним элементом.
Кстати, когда вышли «Путинки», меня позвали на одну информационную передачу. Попросили несколькими словами охарактеризовать ВВП с точки зрения рисования его лика. Я говорю: «Главное у него — это такой утиный носик».
Меня остановили: «Алексей, в Кремле очень обижаются, когда про них говорят с такой снисходительностью. Вот когда их кровавыми палачами называют, их от важности распирает. А тут вы со своими «уточками». Давайте еще раз...» Я говорю: «Хорошо. У ВВП такой утиный носик палача...»
Но эфир был не прямой, поэтому носики-курносики так за кадром и остались...
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное